| Čeština | English | Français | Русский |
Исторический крах модели управления капиталистическими общественными отношениями. которая развивалась прежде всего в Восточной Европе на протяжении нескольких десятилетий контрреволюции, привел к распаду и исчезновению СССР как империалистического блока. С тех пор пролетариат в этом регионе, как и повсюду в мире, испытал множество новых атак на условия своего выживания, но в то же самое время избавился от множества иллюзий, которые подпитывались западной пропагандой, расхваливавшей до небес и до тошноты другую модель управления капитализмом, считавшуюся более “гуманной” и “свободной”. Столь расхваливаемый “мир мира и гармонии”, новый рай, обещанный “полезным идиотам” во время падения “железного занавеса”, которое ознаменовало конец “двухполярного мира”, – все эти иллюзии все более и более крушились.
По Европе снова гремят слухи о войне, заряжаются пушки, боевые самолеты загружаются смертоносными пулями и бомбами, ракеты нацеливают свои ядерные боеголовки на будущие цели: после войн, которые рождали хаос на местном уровне и по обстоятельствам в Югославии, Грузии, Чечне, Дагестане, Осетии и т.д. на протяжении последней четверти века, сейчас в Украине быстро созревают условия для новой войны, – войны гораздо более широкой и с непредсказуемыми международными последствиями.
Четыре месяца подряд Украину сотрясали крупные волнения, вспыхнувшие на благодатном фоне скрытых противоречий, которые характерны для любого классового общества и его конкретных проявлений: голодных зарплат, перестройки экономики, увольнений, приватизации, урезаний социальных гарантий, оставшихся от “социалистической” эры, и т.д. Разумеется, эти общественные движения (как и все нынешние выступления) несут на себе печать отсутствия разрыва с теми, кто управляет социальными отношениями, и их очередными заменителями. Их политическое выражение и сознание кажется очень слабым и ложным… Но революционеры не могут просто высокомерно и покровительственно отворачиваться от содержания событий.
Нынешние конфликты формулируются и наполняются содержанием различными буржуазными фракциями: сторонниками евро-американской “либеральной” модели, ультранационалистами и даже ультраправыми и фашистскими группами… Мы ежедневно наблюдали вызывающие омерзение процессии под лживыми флагами, флагами западных империалистических сверхдержав, украинскими национальными флагами или даже фашистскими штандартами… Но давайте скажем, что это не стол уж сильно отличается от более “классического” и “традиционного” буржуазного сдерживания со стороны социал-демократов, которые являются профессионалами в умиротворении нашей борьбы – профсоюзников, леваков, сталинистов, поборников “прямой демократии” и радикальных исламистов (момент, актуальный для наших пролетарских братьев и сестер, которые ведут борьбу в регионах с “преобладающим мусульманским населением”, особенно после появления “арабской весны”)…
Со всей очевидностью, пролетариат все еще далек от становления в качестве революционной силы, способной осуществить свою историческую программу и перспективу свержения капиталистических социальных отношений. Пролетарии выходят на улицы, захватывают площади, осаждают правительственные здания, сражаются с силами репрессий, строят баррикады, отвергают умиротворяющие предложения шарлатанов из оппозиционных партий, выдвигают (пусть и “неуклюже”) вопрос о самообороне и вооружении движения, грабят полицейские арсеналы и т.д. Но несмотря на все это, они в большинстве случаев все еще не выражают себя как класс и, как следствие, как организующая и ведущая часть/партия пролетариата…
Несмотря на буржуазный характере различных выражений и воплощений, вытекающих из общественных движений, чего класс капиталистов больше всего опасается в настоящее время – это является распространение волнений до самых метрополий сверхдержав мира. Что произойдет, если подобные события вспыхнут в Российской Федерации, Великобритании, США или Китае? Капиталисты предпочли бы избежать, если не сказать больше, подобной “катастрофы” ради сохранения своей общественной диктатуры, и таким образом они пытаются превентивно направить всю эту бурлящую энергию, весь этот социальный водоворот в русло войны. И для того, чтобы сделать это, Украина может превратиться в идеальную площадку для мобилизации военных сил. И в зависимости от обстоятельств, судьба “Автономной Республики Крым”, которая только что была де-факто аннексирована Российской Федерацией, или даже завоевание восточных регионах Украины (Донецка, Харькова…), которые охвачены новыми волнениями, могут стать интересным предлогом, подобно тому как покушение в Сараево стало поводом для Первой мировой войны как раз 100 лет назад…
И ни непрерывные “порывы дипломатической активности” в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Брюсселе, Женеве, Вашингтоне… с целью “де-эскалации” ситуации, ни “призывы к миру” не могут предотвратить приход неизбежного . В 1914 году эти же самые “порывы” уже имел место, “никто не хотел войны”, и все же определенные военно-политические процессы были приведены в движение и привели к мировому пожару 2 августа…
Капиталисты снова готовы отправить нас на бойню
В этом 2014 году буржуазия отмечает годовщину начала Первой мировой войны, делая вид, будто мы сейчас живем в мире мира и гармонии. В то же самое время капитализм переживает самый жестокий кризис роста стоимости капитала с конца Второй мировой войны, и перед ним снова встает единственная альтернатива – массированного уничтожения избыточных производительных сил: уничтожение товаров, мертвого труда, но также и товара “рабочая сила”, то есть живого труда, пролетариев… Поэтому единственным жизнеспособным решением для капитализма (ради того, чтобы затем начать новый цикл роста стоимости капитала) является широкомасштабная война. Его единственная большая проблема в том, как мобилизовать пролетариат всего мира для того, чтобы мобилизовать его с помощью любой идеологической кампании, призванной оправдать грядущую резню.
Нынешний гром военных барабанов, возвещающий о военном вмешательстве России в Украине, – часть этой идеологической кампании. Тем более, что этот регион является геостратегической проблемой для ненасытных аппетитов капиталистов. В самом деле, достаточно взглянуть на карту Евразийского континента, чтобы понять, что, с одной стороны, имеются страны Европейского Союза, снабжаемые в значительной мере ископаемыми энергоисточниками (нефтью и газом) из России и ее важных месторождений в Сибири (ради того, чтобы не зависеть от нестабильных стран Ближнего Востока). С другой стороны, единственная возможность для российских углеводородов обрести ценность и найти покупателя на мировом рынке – это именно их экспорт в ЕС, используя главным образом нефте- и газопроводы, ведущие через Украину.
Оба лагеря противостоящих друг другу капиталистических стервятников (Россия против ЕС, США и их военного крыла НАТО) нужны друг другу, и это должно стать причиной для того, чтобы “объективно” предотвратить войну, которая бы разрушить ту или другую конкурирующую державу, или даже их обоих одновременно. Но те же самые условия могут также объяснить, как нужно обоим лагерям победить своего соперника и господствовать над ним, завладев либо огромными источниками энергии России, либо западными кредитоспособными рынками.
Война за газ? Абсурд? Контроль над энергоресурсами не станет, вероятно, важнейшим элементом, который спровоцирует войну между Россией и Украиной, но, как и в 1914 году, приведены в действие военно-политические механизмы – механизмы, которые могут легко выйти из-под контроля учеников чародея, который управляет миром. И в этот момент вопрос о нефти и газе станет центральной темой и может высвободить всю кровавую энергию, чтобы вновь принести миллионы людей в жертву на алтарь прибыли. В качестве примера достаточно упомянуть о том, что только за последние три десятилетия мы видели, как различные буржуазные державы вели войны (или поддерживали ту или иную воюющую державу, либо даже нескольких из них одновременно) для того, чтобы взять под контроль зоны добычи нефти на Ближнем Востоке (Иран, Ирак, Кувейт и др.), а также пути ее поставок (Персидский залива…). Эти войны привели к гибели, по меньшей мере, сотен тысяч, если не двух или трех миллионов людей, не считая бесчисленного “побочного ущерба” – жертв бомбардировок “обедненным ураном” и прочей дряни, созданной гением капиталистического прогресса.
Помимо развития националистических, шовинистических и патриотического истерии в обоих противоборствующих лагерях и конкретных обстоятельств, которые питают нынешние военные приготовления между Украиной и Россией, мы должны подчеркнуть фундаментальный момент: ту стремительность, с которой вырос весь этот кризис. Действительно, нескольких дней или недель оказалось достаточно для того, чтобы выявить все противоречия, накопившиеся с момента окончания “биполярного мира” (СССР против США, Восток против Запада, “коммунизм” против “капитализма”, выражаясь языком пропаганды обеих сторон ), то есть за четверть века. Все это противоречия, идущие от неразрешимости исторического кризиса, неотъемлемо присущего капитализму (понимаемому таким, каким он по сути является – как глобальные общественные отношения), и содержащиеся в его чреве; это кризис, ставший результатом нового цикла увеличения стоимости капитала, развившегося на руинах предыдущей мировой войны. Поскольку капиталистический порядок не терпит пустоты, а крах одного из двух империалистических блоков стал выражением такой пустоты, “порядок” начинает восстанавливаться в виде повторной биполяризации мира, столь необходимой для конкуренции между различными фракциями капитала, но также и для утверждения объективных условий для новой войны. Поэтому мы можем утверждать, что история ускоряется! Как и общественные движения, которые вот уже ряд лет и сильнее, чем раньше, бросают вызов общественной диктатуре капитала.
Мы также должны напомнить здесь о фундаментальной сущности войны. С того момента, как капиталистический способ производства существует и, как следствие, правит всей планетой, все войны являются буржуазными, капиталистическими; невзирая на идеологии, ради которых капитал якобы ведет их, все войны являются войнами против пролетариата, это контрреволюционные войны.
Поверх межимпериалистической конкуренции, всегда именно обесценение капитала, падение нормы прибыли, приводящее к всеобщему перепроизводству товаров и, следовательно, также к перенаселенности, является причиной буржуазной войны. Даже если, согласно сознанию самой буржуазии, в войне решается вопрос об уничтожении врага, на самом деле ее главной целью всегда было и остается в прошлом и в настоящем одно: массированное уничтожение людей, превращенных капиталом в настоящее время в избыточный товар.
Для того, чтобы вести свои войны, буржуазия должна устранить пролетариат как класс, то есть как активную силу, чтобы растворить его в народе, а затем мобилизовать этих граждан среди других граждан под любым флагом, скрывающим отвратительную физиономию капитализма: флагом антифашизма или фашизма, во имя прогресса или реакции, во имя “демократии” или “нового порядка”, флагом завоевания жизненного пространства или национального освобождения, защиты цивилизованного Запада или антиколониализма, и т.д. Всегда во имя мира, свободы, демократии, социализма и т.д. наваливаются горы трупов, гражданские лица и военные истребляются кассетными бомбами или умирают в концентрационных лагерях.
Коммунистическое действие против войны и мира
Неважно, в конечном счете, как будет разрешен нынешний кризис между Украиной и Россией будет решен, потому что независимо от того, превратится ли он в войну локальную, региональную или даже всеогбщую или же не пойдет дальше непрерывной войны, ежедневно навязываемой капитализмом всему человечеству, наш ответ на протяжении веков всегда и неизменно останется тем же самым. Интернационализм служит пролетарским ответом на атаки со стороны буржуазии, а он означает нарушение социального мира, мира капитала, развитие нашей борьбы там, где мы находимся, против наших прямых эксплуататоров во всем мире. Мы готовим наше решение буржуазного кризиса – всемирную социальную революцию, отвечая ударом на удар на ухудшение условий нашей жизни. Это единственный способ бороться против буржуазного решения, которым является всеобщая война.
И мы хотели бы здесь подвергнуть критике пацифизм и пассивную позицию, сформулированные в некоторых заявлениях активистов, формально заявляющих о своей принадлежности к лагерю антикапиталистической борьбы, которые отвергают “любую аннексию, ускоряющую курс капиталистической войны”. Они прибегли к уже надоевшей аргументации, тысячу раз использованной социал-демократией и тысячу раз осужденной революционерами, в соответствии с которой “капиталистическая война – это почва, особенно враждебная для появления пролетариата как класса для себя”. Конечно же, мы не испытываем восторга от подготовки новой военной оргии, но перед лицом этой неотвратимой или даже неминуемой капиталистической необходимости, мы отказываемся погружаться в детское хныканье. Исторически социал-демократы всегда обожали и расхваливали “линейный прогресс” общественного движения, без сучка и задоринки, без разрывов, “прогресс”, который привел бы нас мирно к “великому вечеру” нового пролетарского рая. Но реальность капиталистического ада показывает нам другие пути, и мы призываем борющихся пролетариев не капитулировать и связывать себя парализующими иллюзиями. Напротив, мы призываем их придать новый импульс своему действию, благодаря новым материальным условиям, порожденным войной, и таким образом выполнить лежащую на них обязанность перед лицом истории и человечества…
Ведь развязывание империалистической войны, даже всеобщей, не обязательно означает, окончательный разгром пролетариата. Действительно, исторически, если война в первое время означает относительный разгром, она может диалектически предопределить возрождение борьбы в куда более мощном виде, когда война обнажит противоречия и жестокость, неотъемлемо присущие капиталистической системы. Для революционных пролетариев борьба против войны непосредственно означает революционное пораженчество.
Революционное пораженчество отворачивается от всякого пацифизма, даже если он маскируется и радикализируется. Иными словами, оно отвергает любые позиции, не дающие никаких конкретных и точных инструкций с целью поощрения и жесткого действия ради поражения “своего” лагеря, “своей” нации, “своей” армии, “своей” буржуазии.
И не эти 50 тысяч пацифистских демонстрантов, которые недавно промаршировали в Москве, крича о своем ужасе от войны и о любви к миру, помешают хоть как-то военным приготовлениям. Пока обличение капиталистической войны остается ограниченным лишь намерением вернуться к предшествующему времени, к миру (который будет ни чем иным кроме как социальным миром, столь необходимым для процесса извлечения прибавочной стоимости в результате обязанности нас, современных рабов, ходить на работу); до тех пор, пока диалектические связи между капиталистической войной и миром не выявлены и не подчеркнуты, все эти пацифистские демонстрации обречены лишь на то, чтобы пассивно наблюдать за навязыванием все более и более террористического социального мира, мира могил…
Вопреки пацифистскому хныканью, революционное пораженчество означает, прежде всего, отказ приносить жертвы во имя интересов нации; оно означает социальную борьбу за условия жизни и труда рабочего класса, даже когда война уже вспыхнула и “своя” буржуазия призывает к национальному единству. На более высоком уровне, оно означает организацию саботажа экономики, производства, конвоев с оружием… всего националистического консенсуса, параллельно с организацией открыто пораженческой пропаганды, которая должна потрясти все общество до самых основ банальностей, укоренившихся в умах всех “полезных идиотов”…
Революционное пораженчество означает организацию любых действия, направленных на подрыв морального духа войск, а также на предотвращение отправки пролетариев на бойню…
Революционное пораженчество означает организацию самого массового дезертирства и прекращения огня между пролетариями в униформе по обе стороны линии фронта, с тем чтобы они бросали далекие фронты и несли войну, причем не между пролетариями, но между классами, то есть классовую войну, в самые центры воюющих сверхдержав…
Революционное пораженчество означает поощрение братания, бунтов, поворота оружия против организаторов военной резни, то есть “своей” буржуазии и ее лакеев…
Революционное пораженчество означает самое решительное и наступательное действие с целью превращения империалистической войны в революционную войну за ликвидацию этого классового общества, основанного на голод и войны, в революционную войну за коммунизм.
Совершенно очевидно, что революционная пораженчество не может быть воспринято только в одном из лагерей. Антивоенный саботаж, как мы его понимаем, зависит от международного характера пролетариата и поэтому нацелен на наш класс по всему миру. Революционное пораженчество означает тотальную борьбу против “своей” буржуазии во всех лагерях, во всех странах.
Если пролетариат хочет окончательно избавиться от этой бойни, единственным решением является всеобщее распространение действий революционного пораженчества. Развитие борьбы подчинено своим собственным требованиям: она призвана сломить социальную сплоченность не только в армейских соединениях, но и во всем обществе. Для этого нам придется раз и навсегда положить конец национализму, провозглашая громко и ясно, что пролетарии не имеют никакого интереса в этой войне или в этом умирающем мире. Мы призываем к одной только войне – войне против наших эксплуататоров, независимо от того, являются ли они украинскими, русскими, американскими, немецкими, английскими, французскими, чешскими или любыми другими.
Мы призываем пролетариев разоблачать предстоящее военное вмешательство и решительно противостоять ему путем прямого действия, саботажа, всеобщей забастовки, переходящей в восстание… Военные авантюры будут оплачиваться из карманов рабочего класса! А потому – нет затягиванию поясов ради буржуазных войн!
Откуда бы ни появлялись военные самолеты, военные корабли и ракеты, за ними всегда есть мужчины и женщины, наемные рабочие, которые должны доставлять их к месту назначения, заправлять и т.д. Только борющиеся пролетарии могут и должны не дать военной машине убивать, а производственной машине – функционировать…
Давайте развивать новые очаги борьбы, давайте консолидируем уже существующие; давайте применим забастовку в армии, на фабриках, в шахтах, в офисах, в школах… повсюду, где мы страдаем от эксплуатации в этом мире смерти и страданий…
Против нашей собственной эксплуататорской буржуазии, против нашего собственного милитаристского государства, в России, Украине, США, ЕС и т.д. – давайте организуем и будем развивать революционное пораженчество…
Быть патриотом – значит быть убийцей! Долой все государства!
Классовая солидарность с революционными пораженцами со всех сторон!
Повернем наши винтовки против “своих” генералов, против “своей собственной” буржуазии!
Поднимем снова знамя мировой коммунистической революции!
* Март/Апрель 2014 *
Для того, чтобы написать и распространять этот текст на международном уровне и на различных языках, давайте централизуем нашу деятельность, вступим в контакт с другими революционерами, консолидируем лагерь тех, кто отстаивает те же самые интернационалистские перспективы, выразим потребности всех пролетариев, кто восстает против войны, (социального) мира и страданий, и укрепим, в силу ясности наших перспектив борьбы и нашей решимости, влияние нашего отказа.