Вчерашний день (9 февраля) на киевской Площади Независимости отметился в первую очередь «народным вече», которое устраивают еженедельно по воскресеньям. В урочный час площадь заполнилась значительным количеством протестующих: 100-300 тысяч человек. Значительно больше, чем постоянно присутствует на Майдане. Все они внимали происходящему на большой сцене. Забегая вперёд, отметим, что на поверку «вече» мало чем отличалось от стотысячных антипутинских митингов в России, где схожим образом пипл проглатывал речи раскрученных «оппозиционных лидеров».
Удивило клерикальное вступление. Ведущий митинга одухотворённым голосом сообщил, что сейчас выступят духовные лица. Таким образом, вече предворяли речи иерархов различной степени тяжести от Украинской автокефальной церкви, Украинской православной церкви (киевского патриархата), Греко-католической церкви (униаты), Церкви евангельских христиан-баптистов и мусульман. Держали спич клирики примерно в приведённом выше порядке. Первые трое, представители традиционных массовых конфессий, выступали чинно, напоминали о близящемся Великом посте, призывали к миру, в то же время благословляя протестующих. Пятидесятник зажёг жаркой проповедью, напоминая, что греховная власть дана народу за его грехи, но теперь пришло время, очистившись от грехов, этой власти дать окорот. Мулла и вовсе прямо заявил, что мусульмане Украины в лице, в первую очередь, крымских татар с первых дней протеста стоят вместе с Майданом. За сим последовало песнопение «духовного гимна Украины». Параллельно с одним из выступлений сквозь толпу пошла вереница людей с открытыми зонтами… некоторые из них были не самого пуританского раскраса: изображали рисунки поцелуев или были чёрные — с розовыми лентами. На секунду подумалось, что это — антиклерикальная акция, а зонты призваны как бы заслонить умы присутствующих от нескончаемого потока божественной благодати. Выяснилось, что всё прозаичнее — демонстрация солидарности с российским телеканалом «Дождь». Не вдаваясь в долгие «аналитические» рассуждения, скажу лишь, что столь акцентированный интерес Майдана к мнению «духовных властей» оставил мало приятных эмоций в моей душе, с другой стороны он настойчиво свидетельствует о том, что политическая культура Украины при всём «курсе на ЕС» всё ещё достаточно далека от европейской. Хотя нельзя не отметить объединение служителей столь разных религиозных направлений перед лицом борьбы против власти. По другую сторону духовной баррикады на Украине — РПЦ МП.
Дальше следовало выступление оппозиционного истеблишмента. Были тут и наполеоны Кличко, Тягнибок и Яценюк, а также ещё ряд «звёзд», автору этих строк, к сожалению, мало известных. Выступления, помимо чисто риторических пассажей, содержали приблизительно стандартный набор призывов. Собравшимся предлагалось скорее стремиться в Европу (будто «Евроинтеграция» станет большой победой украинского народа, а не европейского капитала, алчущего этот народ попользовать в свою корысть). Всех призывали в ряды бойцов самообороны Майдана, по всей видимости почтенные кандидаты видят в этой формации разменную монету в предстоящих политических баталиях — их очень хотелось бы разочаровать. Призывали слушаться лидеров. Заявляли, что возврат к конституции 2004 года — лучшее решение нынешнего политического кризиса, ну и конечно, — вовсю поносили «донецкого бандита». Фигуры речи об Украине как «форпосте Европы в третьей холодной войне» и т. п. порой приводили в нешуточное изумление и горько ироничное состояние духа. Едва ли не каждый оратор начинал и заканчивал свою речь возгласом «Слава Украине!», на который дружным ответом неслось: «Героям слава!» — приветствием, искони прнадлежавшем Украинской Повстанческой Армии. Эклектика национализма (зачастую вовсе не «респектабельного и цивильного» толка) и западничества — характерная черта Майдана. На общем печальном фоне хорошо прозвучала речь представителя «Автомайдана», Владимира Яворьского, который воздержался от панегириков оппозиционным властолюбцам и смакования европейских и конституционных иллюзий, а просто призвал людей продолжать упорную борьбу за свои права и интересы, против тех, кто их ущемляет и унижает. Из пикантного отметим пассаж националиста Тягнибока о союзе Украины с западным миром, грядущем вступлении страны в МВФ… Вот уж диво! Что бы сказали об этом тягнибоковы западные братья по разуму, сжигающие флаги ЕС на всех своих крупных мероприятиях?
В общем, «вече» оставило достаточно удручающее впечатление. Во-первых, из-за в целом лояльного отношения собравшихся людей ко всем очерченным выше негативным моментам и самим оппозиционным тузам как таковым. Но ещё больше тем, что это вовсе не «вече», а всё тот же «комуняцкий» митинг сродни тем, на которых кричали «Слава КПСС!», где слово есть только у элиты, а всем «пешкам» предлагаются готовые мнения и инструкции к поведению. Чётко осознаётся необходимость организовать горизонтальную структуру протестного самоуправления, настоящее Вече. Хорошо показавший себя московский вариант ОккупайАбая с одной общей ассамблеей (по самым смелым подсчётам до 4000 человек) здесь, среди сотен тысяч, не сработает — очевидно, нужна сеть ассамблей, координирующих свои решения и действия по средством делегатов с наказом от выдвинувшего их коллектива. А трибуна, конечно, должна быть открытой, и, очевидно, не одна. В противном случае мы заведомо имеем дело с элитарным и авторитарным способом организации протестного движения, и плоды такого движения едва ли будут сладки. Определённые надежды связаны у меня с тем, что «лидеры» уже неоднократно зарекомендовали себя как предатели, лишь теперь взявшись «бескомпромисничать» в угоду настроению Майдана. Возможно, сама ситуация с перманентным предательством самозваных выразителей народной воли подтолкнёт борцов Майдана к иным путям борьбы и новым свежим идеям. Благо среди аборигенов Площади авторитет крикунов из телевизора итак не слишком высок.
ВО Сволота
Как оказалось впоследствии, это было не самое эмоционально нагруженное событие этого дня. Вечером случилось впервые здесь столкнуться с агрессией фашистов. Молодняк одиозного ВО «Сволота» организованно, с дубьём, в касках и бронежилетах и в численном большинстве попытался явить миру чудеса арийской доблести. Подойдя к группе анархистов, идиоты принялись угрожать и выпендриваться. Дальше словесной перепалки дело не зашло, однако стоять безоружно напротив дубин было, мягко говоря, не очень приятно. Также удивляет неспособность/нежелание майданной «комендатуры» пресечь подобные действия со стороны сволот, которые имеют место уже не первый раз. Кроме того, данный инцидент стал хорошей иллюстрацией «перемирию» между участвующими в майданной революции враждебными друг другу силами.
Д. Ч. МПСТ