Элиос Гомес — революция на полотне


Элиос Гомес родился в 1905 г. в Севилье, в квартале Триана. Изучал профессию декоратора керамики на фабрике в Севилье, учился в севильской Промышленной школе искусств и ремесел. Первые его рисунки появились в анархистской газете “Пагинас Либрес”, издаваемой Педро Вальиной. Позднее Гомес иллюстрировал книги севильских писателей Рафаэля Лаффона и Фелипе Алаиса. В 1925 г. была организована его первая выставка в кафе “Курзаал” в Севилье; на ней были представлены его рисунки в кубистском и футуристическом стиле. Они изображали цыганские танцы и социальные картины Андалусии. Через год последовала выставка в мадридском “Атенео” и в галерее “Дальмау” в Барселоне. Твердо убежденный в необходимости изменения общества, Гомес вступил в 1923 г. в анархо-синдикалистскую рабочую организацию – Национальную конфедерацию труда (CNT). С самого начала он принял решение “говорить, рисовать и писать… в соответствии со своими политическими убеждениями”. По словам Жана Кассу, Элиос Гомес был “художником, потому что был революционером, и был революционером, потому что был художником”.

Вынужденный в 1927 г. покинуть Севилью из-за политических репрессий, Элиос Гомес эмигрировал в Париж. Он выставлялся в различных галереях, публиковал свои рисунки в испанских эмигрантских анархистских изданиях “Тьемпос нуэвос” и “Ребелион” и в еженедельнике “Вандреди”. Из-за активного участия в акциях протеста против казни в США анархистов Сакко и Ванцетти был выслан из Франции (через 3 года он написал поэму в память казненных). Переехав в Брюссель, он участвовал в выставках, работал декоратором и иллюстрировал книгу “Всего лишь человек” Макса Деовилля. В 1928 г. совершил поездку в Амстердам, Вену, Берлин, два месяца провел в России. В 1929 г. Гомес поселился в Берлине. Там он участвовал в выставках, сотрудничал в “Берлинер тагеблатт” и других изданиях, посещал курсы типографии и интерьера. В германской столице Элиос Гомес познакомился со знаменитым немецким художником-экспрессионистом Георгом Гроссом, авангардистами из галереи “Дер Штурм” и группами художественной пропаганды, связанными с немецкими дадаистами и русскими конструктивистами.

В начале 1930 г. Международная Ассоциация Трудящихся – анархо-синдикалистский Интернационал – выпустила в Берлине первый альбом графики Элиоса Гомеса “Дни гнева: Террор в Испании”, посвященный диктатуре генерала Примо де Риверы.

Обложка альбома “Дни гнева”, выпущенного в 1930 г. Международной Ассоциацией Трудящихся:

Рисунки из альбома “Дни гнева”:


“Палач – кровавый убийца распинает во имя диктатуры. Мартинес Анидо не пугается жестоких картин, отвернув свою садистскую голову инквизитора”.


“Закон – традиционная проститутка капитализма, наследственный хозяин библейских скрижалей с лживыми символами”.


“Каторжники – долгие страдания без искупления; медленное мучение на серых галерах агонии; холодные часы без сна…”

Публикуя альбом, Гомес писал: “Освободить искусство от натуралистических форм и дать ему жить его собственной динамикой, одной лишь абстрактной формой заставить наблюдателя ощутить всю эмоциональность идеи, – таково, в общем, мое намерение как художника. Но я отчасти принес мои художественные идеи в жертву задаче этой книги, потому что хотел с ее помощью достичь народа”. Гравюра на дереве превратилась в тот период в излюбленный художественный метод, благодаря ее народности и способности ярко передавать политические идеи. С помощью резкой, черно-белой контрастной живописи Гомес обличает причины страданий испанского народа и превращает свое искусство в оружие революционной агитации.

Рисунки из альбома “Дни гнева”: король Альфонс XIII и Примо де Ривера

Вот испанский король Альфонс XIII, марионетка церкви и военных (слева). Он воплощает в себе “черную Испанию” с ее политикой репрессий и террора. Рядом с ним – сам диктатор – Примо де Ривера (справа). Полу-генерал, полу-клоун, он пожинает триумф на политической арене. Гравюра передает его двойственность: опирающегося на армию военачальника, с одной стороны, и демагога, ловко играющего на психологии масс, с другой. Его попытка модернизировать Испанию методами военной диктатуры лопнула как мыльный пузырь. Гомес изображает преступления режима, пытки, попрание свободы и человеческого достоинства. Он рисует отвратительную физиономию фашизма, которому могут противостоять лишь объединенные пролетарии. Наконец, следует кульминация: революционная борьба рабочих, развевающиеся знамена свободы и солнечное будущее либертарного коммунизма. Динамичная диагональная композиция символизирует свержение капитализма и традиций и установление свободного общества, которое будет вечно сиять как солнце.

После падения диктатуры Примо де Риверы художник возвращается в Испанию в 1930 г. Поселившись в Барселоне, он сотрудничает в различных журналах: “Ль`Опинио”, “Ла Рамбла”, “Ла Баталья”, “Ль`Ора”, “Боливар” и “Нуэва Эспанья”, рисует иллюстрации к книгам преимущественно левых авторов. Гомес продолжает активно участвовать в CNT, избирается делегатом ее каталонского регионального пленума от Синдиката графических профессий Барселоны. В том же году ненадолго подвергся аресту.

В конце 1930 г. в политических позициях художника произошел резкий поворот. Он временно отходит от анархизма и вступает в полутроцкистскую Каталонско-балеарскую коммунистическую федерацию, входившую в “Рабоче-крестьянский блок”. Однако Гомесу сразу же пришлось столкнуться с партийными бюрократами и идеологами, которые никогда не могли переварить его вольнодумство. В 1931 г. его исключили из федерации, и он вступил в Испанскую компартию, сотрудничал в ее изданиях “Мундо обреро”, “Хусисия сосиаль – Октубре”. Но и в этой партии художнику было не лучше: на съезде в 1932 г. в Севилье он выступил с критикой партийного руководства, за что ему немедленно приклеили ярлык “троцкиста”. В мае 1932 г. художник был арестован в Мадриде, затем переведен в тюрьму в Хаене. В июне его выпустили на свободу, и Гомес поехал в Москву как испанский делегат на Международном конгрессе пролетарских художников. В “Советском Союзе” он оставался до февраля 1934 г. Он съездил в Ленинград, жил в Москве, выставлялся в 1933 г. в Пушкинском музее. В России был выпущен его второй альбом “Испанская революция”. В нем он отказывается от абстракционистских элементов и переходит к своеобразному символическому реализму, легко понятному и остросоциальному.

Весной 1934 г. Элиос Гомес вернулся в Испанию, где был снова арестован из-за участия в рабочем движении. Добившись освобождения, он вновь уезжает в Брюссель, где в начале 1935 г. выпускает свой третий альбом “Да здравствует Октябрь”, посвященный Астурийскому восстанию 1934 года.

Рисунки об “Испанской революции”. Брюссель, 1935.


1 “Испания является республикой трудящихся всех классов”
(конституция 14 апреля 1931 г.)


3 …Крестьяне требуют хлеба…


6 … “Республика” им отвечает: Арнедо… Сорита… Касас Вьехас…


14 Лопес Очоа: 5000 астурийских рабочих, перебитых капиталом

В 1935 г. Элиос Гомес вернулся в Барселону и примкнул к художественной группе “Шестерка”. В 1936 г. его избрали председателем Союза профессиональных дизайнеров, входившего в социалистическое профобъединение UGT. В это время он сотрудничает в различных изданиях, создает сюрреалистические рисунки и рисунки, посвященные войне. После начала гражданской войны Гомес сражался с фашистами на баррикадах Барселоны в июле 1936 г., был назначен политкомиссаром UGT, организовал колонну ополчения “Рамон Касанельяс”, принимал участие в республиканской экспедиции с целью освобождения Балеарских островов, сражался на фронтах в Арагоне, под Мадридом и в Андалусии. В декабре 1936 г. он вышел из компартии и в 1937 г. сблизился с левосоциалистической партией POUM – главным “врагом” сталинистов в Испании. Правда, в эту партию Гомес так и не вступил, а в 1938 г. вернулся в анархо-синдикалистскую CNT и был избран в культурный отдел анархистской 26-й дивизии (бывшей легендарной “Колонны Дуррути”). Вплоть до конца войны он макетировал и иллюстрировал газету дивизии “Эль Френте”, в которой поместил серию карикатур, издевательски намекающих на сталинский режим в России. Гомес занимался также организацией выставки в Барселоне, посвященной памяти Дуррути.
После поражения Республики в гражданской войне Элиос Гомес укрылся во Франции и с февраля 1939 г. по май 1942 г. находился в концентрационных лагерях в Аржеле-сюр-Мер, Браме, Верне д`Арьеж и Джельфа (Алжир). В 1942 г. ему удалось вернуться в Барселону, где в 1944 г. он организовал небольшую группу сопротивления – “Национально-республиканское освобождение”, но был арестован и провел 2 месяца в полицейской префектуре и 3 – в барселонской тюрьме “Модело”. В 1946 г. освобожден, на следующий год организовал “Дом Андалусии” в Барселоне, а в 1948 г. устроил выставку своих сюрреалистических картин в галерее “Арнаис”. Расписывал декоративной живописью стены “Джаз Колон” и “Резиденции Сан-Хайме” в Барселоне.

В 1948 г. франкистские власти снова арестовали Элиоса Гомеса, обвинив его в создании “преступной” организации и ведении подрывной пропаганды. Его опять бросили в тюрьму “Модело”. Там в 1950 г. по просьбе тюремного настоятеля Б.Лаоса он нарисовал несколько фресок, посвященных святой Деве прощения, покровительницы заключенных и города Барселоны. Фрески находятся в камере №1 на первом этаже четвертой галереи тюрьмы. Явно цыганские черты мастерски изображенных на них персонажей породил народное имя этого помещения – “Цыганская капелла”.

Элиос Гомес пробыл в застенках франкистской Испании до 1954 г., без всякого суда. Через 2 года после освобождения, в 1956 г., художник скончался.