Багуа

bagua2Статья Уго Бланко

Я начну с указания на различия между «современностью» и мировоззрением индейцев. Цивилизованный мир видит прошлое, как пройденный, преодоленный этап. «Примитивное» воспринимается пренебрежительно. Самое современное, самое последнее – самое лучшее. В моём языке, языке индейцев кечуа есть слово «ньяупак», которое означает «вперед» и в то же время «прошлое». Т.е. индейцы не относятся свысока к тому, что прошло.

Сейчас мы можем наблюдать, как «прогресс» ведет человечество к вымиранию посредством глобального потепления и других видов агрессии против природы.

Что из себя представляют племена Амазонии?

Около 11% от общего количества жителей Перу обитает в Амазонии. Эти 11% насчитывают десятки национальностей, которые говорят на десятках языков. Жители южноамериканской сельвы – индейцы, которые меньше всего «отравлены» неолиберальной капиталистической цивилизацией.

Они не были завоеваны ни инками, ни испанскими конкистадорами. В эпоху добычи каучука, капитализм вошёл в сельву, обращая в рабство и истребляя местное население. Поэтому до настоящего времени многие племена находятся в добровольной изоляции и не хотят иметь никаких контактов с «цивилизацией».

Амазонские братья не разделяют религиозных предрассудков «цивилизованного» мира о том, что нужно прикрывать своё тело, несмотря на сильную жару. Однако, сильное психологическое давление религиозных миссионеров и законы, которые защищают данные предрассудки, смогли привести к тому, что некоторые из них прикрывают своё тело одеждой, особенно, когда идут в город.

Индейцы чувствуют себя частью Матери-Природы и питают глубокое уважение к ней. Когда им нужно что-то вырастить, то они не засаживают поле одной сельскохозяйственной культурой. Они расчищают местечко в лесу, засеивают его семенами различных растений, с разным жизненным циклом, как бы имитируя природу. Авокадо, с вплетенной в него тыквой, рядом – банан, кукуруза, юкка и пальма. Через какое-то время они возвращают это место природе и открывают новое для возделывания.

bagua3После занятия охотой и собирательством, они идут на место возделывания и если видят, что что-то уже созрело, то собирают эти плоды, если замечают, что нужно что-то наладить, то налаживают. Через какое-то время они возвращаются в свой дом. Нельзя сказать точно, работали они или просто прогуливались. Они пьют воду из рек и ручьев и также ловят рыбу.

Горные индейцы, которые больше «загрязнены» цивилизацией, упрекают их в праздности, т.к. индейцы Амазонии не хотят «прогрессировать», а только хотят жить в свое удовольствие.

Они живут в общих хижинах. У них нет ни «партий», ни выборов, их социальная и политическая организация – это коммуна. Всем управляет не какой-то вождь, всем управляет вся коммуна.

Они жили там на протяжении тысячелетий до прихода европейских захватчиков, на протяжении тысячелетий до принятии Конституции Перу и образования этого государства, которое сейчас издает законы, направленные на их истребление.

Транснациональные корпорации.

Эта мирная жизнь сейчас находится под угрозой алчных ТНК, занимающихся добычей газа, нефти и других полезных ископаемых.

Согласно неолиберальной религии, для этих корпораций не имеет значения, что их деятельность агрессивна по отношению к природе и может привести к вымиранию человечества, единственное, что их интересует – это наибольшая возможная прибыль в наименьшие сроки.

Они загрязняют воды рек, вырубают деревья: убивают сельву Амазонии, мать местных племен. Для индейцев это сравнимо с их собственным убийством.

И хотя то, что, казалось бы, имеет значение для всей «цивилизации», — закон – защищает эти леса, на самом деле он представляет небольшое препятствие для огромных компаний, на службе которых стоит президент, парламентское большинство, судебная система, вооруженные силы, полиция. СМИ тоже находятся в их руках.

bagua4В угоду корпорациям Алан Гарсия разработал теорию «собаки на сене». Он отмечает, что, т.к. обычные крестьяне или индейские общины не обладают большими финансовыми средствами для инвестирования, то они должны очистить путь для транснациональных корпораций – разрушительниц природы: рудничных в горах и по добыче углеводородов в сельве. На всей территории Перу они должны открыть дорогу для больших сельскохозяйственных компаний, которые убивают землю возделыванием монокультур и использованием химикатов.

Чтобы проводить такую политику, он добился для себя у парламента права на издание законов, якобы для того, чтобы привести законодательство в соответствие с Договором о свободной торговле с США.

Был принят целый ряд законов против общинной организации индейцев, которые препятствуют империалистическому грабежу и которые дали зеленый свет разрушению природы посредством отравления речных вод, стерилизации земли и вырубки сельвы.

Реакция индейцев.

Естественно, индейцы гор и сельвы отреагировали на эту атаку и приняли достойные сражения.

Несомненно, индейцы, которые меньше всего «отравлены» цивилизацией, лучше всего сохраняют индейские принципы любви к природе, коллективизма и стоят во главе борьбы.

Самая большая организация амазонских индейцев — Межнациональная ассоциация перуанской сельвы (AIDESEP)

Их метод борьбы состоит в перекрытии дорог, рек, захвате учреждений и летных полей.

В августе прошлого года им удалось добиться того, чтобы Конгресс отменил 2 антиамазонских закона.

В этом году они начали действия 9 апреля. Правительство избегало переговоров, а также различными уловками препятствовало парламенту обсуждать неконституционность законов.

5 июня.

5 июня, Международный день окружающей среды, был выбран Аланом Гарсией для того, чтобы вылить всю свою ненависть по отношению к экологии и защитникам Амазонии.

Он использовал специальный отдел полиции по подавлению социальных движений, Управление по проведению специальных операций (DIROES).

Наши братья авахун и вампис блокировали дорогу около населенного пункта Багуа. В 5 утра началась бойня с вертолетов и на земле. Неизвестно точное количество погибших. Полицейские не позволяли ни оказывать первую помощь раненым, которых они сразу же арестовывали, ни забирать трупы умерших членам семей.

Передаю слово Хуану, который был свидетелем этих событий:

«Вчера я имел возможность и «привилегию» находиться несколько часов в городах Багуа Чика и Багуа Гранде, в воздухе витает что-то мрачное, «истории», которые здесь рассказывают, жуткие и даже какие-то неправдоподобные, но люди, которые их рассказывают пережили террор, они «привилегированные» свидетели другой реальности, отличной от официального Перу. СМИ пытаются скрыть реальные события. Я видел здесь репортеров с каналов 2, 4, 5, 7, 9 и других, но по новостям не передают ничего из того, что говорят люди, реальные участники или свидетели всех этих событий, то, что они настойчиво и даже как-то устало повторяют про бойню, устроенную полицией 5 июня.

Почти 100% багуинцев, с которыми я общался, говорят, что после столкновений, трупы индейцев были разбросаны по всей дороге в окрестностях города. Полиция внезапно объявила комендантский час. Полицейские свалили в кучу трупы и начали их сжигать прямо на дороге, некоторые тела были упакованы в мешки и увезены в неизвестном направлении. Многие из этих тел несчастных индейцев были выброшены в реки Мараньон и Уткубамба. Жители Багуа Чика и Багуа Гранде сообщают, что погибло между 200 и 300 индейцев.

Говорят, что мужчины не плачут или не должны плакать, я настоящий мужчина, в своей сознательной жизни я плакал всего три раза: когда умерли мои родители и двое моих старших братьев. Но вчера, смотря репортаж близких врагов и вспоминая те события, свидетелем которых я стал вчера, признаюсь, я разрыдался, как дитя.

Для меня нет различий между хорошими и плохими мертвыми, и индейцы, и полицейские – люди, и единственные виновные этого ужасного преступления против человечества – политики, особенно апристы[1] и фухимористы[2].»

Ассоциация за права человека (APRODEH) заявляет, что «власти дают незначительную информацию или не сообщают вообще ничего о пропавших и убитых». Кроме того, Aprodeh сообщает о 133 задержанных и 189 раненых.

Ассоциация также затрагивает вопрос о том, что задержанные содержатся в казарме Эль Милагро уже 7 дней, причем на них не оформлены никакие официальные документы, которые подтверждали бы факт лишения свободы. Известно, что некоторые задержанные пострадали от плохого обращения.

Братья из Амазонии защищались с помощью копий и стрел; затем они использовали оружие, отобранное у агрессоров. Ярость заставила их захватить на 6-ую станцию частной нефтяной установки Петро-Перу, где они взяли в заложники группу полицейских из 38 человек, которых отвели в сельву и казнили некоторых из них.

Население Багуа, возмущенное бойней, устроенной государством, напало на местное отделение APRA, официальные учреждения, сжигало их машины. Полиция убила несколько жителей, среди них дети.

Правительство провозгласило приостановку конституционных гарантий и введение комендантского часа до 15-00. Пользуясь этой ситуацией, полицейские входили в дома и арестовывали индейцев, которые там укрывались.

Неизвестно точное количество арестованных, причем они не могут воспользоваться услугами адвоката. Говорится о сотнях пропавших без вести.

Солидарность

К счастью, солидарность побуждает к действию. В Перу был организован фронт солидарности.

[1] Апристы – члены Американского народно-революционного альянса (APRA)

[2] Фухимористы – последователи Альбе́рто Кэ́нъя Фухимо́ри (Фудзимо́ри).

11 числа в нескольких городах страны были проведены акции протеста. В Лиме, которая обычно остается глуха к событиям в провинции, на улицы вышли 4000 человек; они прошли в марше под наблюдением 2500 полицейских. Имели место столкновения около здания парламента. В Арекипа в акциях протеста участвовали более 6000 человек, в зоне Ла Хойя было заблокировали Панамериканское шоссе. В Пуно была парализована вся деятельность, было совершено нападение на офис правительствующей партии. Были также демонстрации в Пьюра, Чиклайо, Тарапото, Пукальпа, Куско, Мокегуа и многих других городах.

За границей также проводилось много акций протеста перед зданиями перуанских посольств, например, в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Мадриде, Барселоне, Париже, Монреале, в Греции, на Коста-Рике, Бельгии.

13 июня 2009 г.

Справка:

В начале 2000-ых менее 15% Амазонии было поделено на участки между нефтяными и газовыми мегакорпорациями. В 2005 эта цифра увеличилась до 50%, а в настоящий момент 72% (49 млн гектар) сельвы находится под контролем ТНК. Из 68 млн гектар, которые занимает сельва с проживающими на ней 60 этносами, лишь 19 млн гектар не сданы в концессию, из которых 8 млн гектар — пустоши.

72% территории перуанской Амазонии отдано в концессию для исследования и добычи углеводородов. Эта деятельность сопряжена с высоким уровнем деградации окружающей среды. Согласно докладу Министерства здравоохранения от 2006 г., у 98% несовершеннолетних жителей этой зоны содержание кадмия в крови превышает допустимые нормы.

Сейчас Алан Гарсия хочет отдать в концессию международным производителям этанола и биотоплива оставшиеся 10 млн гектар. Там планируется выращивать «биоэнерегетические культуры» такие, как пинду[1], пиния и клещевина. Таким образом, Гарсия превратился в абсолютного чемпиона мира по обезлесению.

Президент Алаг Гарсия оправдывает бойню, устроенную в Амазонии. Он отметил, что индейцы «не являются гражданами первого класса» и потому у них нет никакого права говорить остальным, что «у них нет права приходить сюда».

Фото:

http://subversionurbana.entodaspartes.net/2009/06/14/tods-somos-bagua/

http://catapa.be/en/node/335

http://www.flickr.com/photos/34173573@N08/sets/72157619302465028/

[1] Пинду- высокое околоводное растение Gynerium sagitatum, похожее на тростник.