Литва, бунт БУДУЛИСОВ

«С робокомпами бились не анархисты (по фотографиям узнали только двух), не скинхеды или наци, а простые чернорабочие из пригородов Вильнюса и рабочих кварталов. Эти люди живут в вильнюсских хрущебах, а работают на лондонских стройках. Они тусуются по темным дворам, в свободное время пьют. Это совсем не организованный народ и никто их до того не знал. Почти все (и власти, и политические обозреватели, и сами левые) признали, что самые активные участники бунта «люди совсем иного типа, которых в Литве еще не было».»

Публикуем материал, подготовленный литовскими анархистами, о положении в Литве и о пролетарском бунте 16 января. Литва — в недавнем прошлом часть СССРовской империи, и то, что там происходит вобщем может повториться и у нас в условиях кризиса, хотя в Литве есть, конечно, своя культурная и социально-экономическая специфика.
Мы не разделяем многие идеи литовских анархистов. В частности, недопустимо сотрудничество с авторитарными красными группами и какими-то странными либеральными течениями. Все это кажется совершенно дискредитирующим анархизм и просто ошибочным с тактической и стратегической точек зрения. Цель анархистского (антиавторитарного) движения в пропаганде своих идей — словом и действием. Анархизм есть теория и практика прямого действия, т.е. автономных собраний обездоленного населения (людей, лишенных политической и хозяйственной власти, пролетариата), которые самостоятельно принимают решения и реализуют их, не взирая на навязанные сверху законы государства и волю бизнесменов-олигархов. Все организуется на началах прямой демократии — забастовка, перекрытие трассы и др. Так и только так вырабатываются навыки взаимоомощи и самоуправления, так и только так разрушается страх перед государством. Собственно, бесклассовый и безгосударственный коммунистический строй, за который мы выступаем, и есть тотальное воплощение прямого действия, его распространение на все области жизни. В таком мире не будет ни классов, ни чиновников, ни политических партий.
Какой же смысл в соединении сил с группами, которые и в теории и на практике придерживаются иных целей? Ведь с ними не может быть никакого компромисса, они просто мешают. Для авторитарных движений прямое действие — это механизм, который они стремятся поглотить и поставить на службу своим партийным интересам, а значит, фактически, разрушить. Впрочем, это, конечно, дело литовских анархистов, как им поступать.
Пролетарский бунт в Литве стал реакцией на мировой экономический кризис. Он стал одним из бунтов, наряду с греческим, латышским, болгарским, исландским, французским. Последнее событие такого рода — вчерашний захват рабочими завода в Херсоне, на Украине. http://mpst.org/2009/02/03/zahvat_zavoda/
Это уже совсем рядом…

1. Литва — аграрная страна, с не очень богатыми традициями рабочего движения. Анархистские традиции есть, но тоже слабые. Во время и после революции 1905-1907 гг. действовали анархисты и эсеры. В 1926 г, после фашистского переворота литовская партия социалистов-революционеров переименовалась в Союз социалистов-революционеров максималистов (ССРМ) (позиции ССРМ были близким к анархистским — прим. Магид). В Союзе максималистов работали многие известные люди, например писатель Касис Борута. Самая громкая их акция — покушение на премьера Вольдемараса в 1929 г (покушение было неудачным). После 1940 г. анархисты исчезли из Литвы.
Отвечая на Ваш вопрос: Нам неизвестны левые течения среди литовских лесных братьев. Лесными братьями стали молодые ребята, уклонившиеся от призыва в советскую армию, бывшие фермеры, у которых национализировали земли, бывшие военные, служившие в вермахте, и бывшие полицейские, служившие в национальных батальонах. Часть лесных братьев боролась за независимость, то есть за возвращение диктатуры, но часть из них выступала за «новую демократическую и независимую Литву», в этом и заключалась вся их левизна.
На бумаге современная Литва типичное неолиберальное государство. Государство здесь перераспределяет около 27% валового продукта (в сравнении со странами Скандинавии это очень мало, там этот показатель превышает 50%). Но в реальности Литва- типичное олигархическое государство, очень похожее на Россию. В Литве уже давно намечается процесс слияния крупного капитала и структур государства. Сегодня Литва — это страна супермаркетов, крупных предприятий, принадлежащих иностранному капиталу и небольших местных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

2. Первые признаки нового анархистского движдения в Литве можно связать с визитом Буша в Литву в 2002 г. Появились первые черные транспоранты против НАТО и Америки. Несколько анархистов были арестованы. Первые черные флаги Вильнюс увидел только в сентябре 2006-го — мы шли на презентацию книги Г.Дебора Общество Спектакля.

3. Анархистский сайт открылся в начале 2007 г. Его цель — популяризация идей левого анархизма, стремление объединить людей и побуждать их к общим действиям. Редакция 5 человек, постоянных авторов- 30, а всех, кто так или иначе участвует в движэении — человек 150.Те же 30 человек выпускают журнал «Juodrastis» и пордготавливажют занятия свободного университета LUNI. Анархисты дружат и координируют свои действия с Новыми левыми (NK95), анархо-панками, марксистами (ленинистского толка- прим. Магид), сексуальными меньшинствами, антиклерикальным движением и феминистками. Новые левые — это левые интеллектуалы, неформальное объединение 20-30 человек, они пишут много статей в корпоративную прессу, дружат с союзом социал-демократов, когда-нибудь они объединяться.
http://www.anarchija.lt/index.php/aktyvizmas/4157-anarchijalt-kviecia-i-menine-akcija-meniniai-rinkimai-2008.html
http://www.anarchija.lt/index.php/aktyvizmas/4217-galerija-meniniai-rinkimai-2008.html
V nachale etovo goda portalom zainteresovalas’ i litovskoe KGB: http://ru.delfi.lt/news/politics/article.php?id=19983417

4. Профсоюзы. Профсоюзное движение было погублено в 1990-1992 г, когда делили имущество старых советских профсоюзов. Разграбили все. Некоторые грабители сегодня руководят крупными профсоюзами. В профсоюзах Литвы сейчас состоит 9-10% от общего числа рабочих. Многие профсоюзы старого пошива, их лидеры тоже. Очень любят кокетничать с работадателями и властью. Но создаются и перспективные новые профсоюзы в международных торговых сетях супермаркетов, например в IKI.

5. Анархоппанки (150-200 человек), их объединяет хардкорная музыка и нигилистические взгляды. С ними успешно делали общие акции, но отношения испортились после инцидента 11.09.2008 в свободном университете, когда один говнопанк, считающий себя тру-анархистом, облил говном студентов LUNI.

6. Левые партии Литвы. Это Союз соц-демов, партия «Frontas» и партия социалистов. Союз Соцдемов не так давно откололся от олигархической партии социал-демократов, которая долгое время была правящей в Литве. На выбораз СС набирал 0,5 , а Фронт 3,2% голосов, и в Сейм они не попали. Анархисты дружат с фронтом, их лидер во время первомайской демоснтрации 2008 г. спасал нас от ментов. Партия социалистов — старое небольшое содружество коммунистов сталинистского толка. Они сотрудничают с компартией Греции.

7. Марксисты. Несколько активных молодых марксистов, которые придерживаются догматических взглядов марксизма-ленинизма. Все в Литве их держат за пятую колонну Кремля ибо они литовских лесных братьев открыто называют бандитами. Они являются объектом внимания литовской госбезопасности.

8. Художники левого толка, антиклерикалы, феминистки, гомосексуалы и прочие. Дружим с левыми художниками и вместе делаем арт-страйк, очень полезна дружба с Союзом толерантной молодежи, в котором насчитывается 1000 человек.

После этого общего рассказа можно перейти к литовским событиям 16 января.

Что касается нашей реакции на бунт, то мы его полностью поддерживаем. Мы активно приглашали всех на митинг, в нем участвовали, некоторые анархисты принимали участие в битве с робокопами. Более того, сразу после арестов мы организовали юридическую помощь пострадавшим.

Итак, бунт 16 января.

Митинг 16 января инициировала Конфедерация профсоюзов Литвы. Еще перед Новым годом было назначено время, место и сценарий акции: сначала все собираются около сейма, потом колонной идут к зданию правительства (около 1,5 километров) и там проводят митинг. Было выдвинуто 10 экономических требований, некоторые из них очень абстрактные. 10 января я позвонил руководителю Конфедерации и попросил слова на митинге. Он объяснил, что акция носит чисто экономиический характер и профсоюзы не связываются ни с одной политической группой. После беспорядков в Риге 13.01 профсоюзные лидеры призвали к мирному митингу и сделали коллективное заявление, что они требуют отставки правительства. В отличии от Латвии, в литовском интернете не было призывов к бунту или свержению власти. Откровенно говоря, мы думали, что ничего громкого не будет и ничего специально не готовили.

В 12.15 организаторы призвали становится в колонну и пойти к правительству. Шли полукругом, многие повернули направо к новому зданию парламента, а остальные двинулись по проспекту в сторону кафедры и правительства. Был полный бардак- никто не знал, куда идти. Часть наших потерялась, а мы семеро пошли к парламенту. Там сначало накопилось около 1,5-2 х тысяч народу. Все стояли и не знали, что делать. Через десять минут в окна полетели первые снежки, встреченные овациями. Кидание снежков и яиц длилось около получаса. Потом к нам приблизились нацисты из «Blood&Honour Lithuania». Примерно 10 рыл. Они стали издеваться, один из них рплюнул на наш флаг, я стал по мегафону кричать «фашисты, фашисты!» они отвечали- «мы здесь, мы здесь». Стало совсем неуютно и мы решили пойти к зданию правительства. К тому же, ничто не предвещало бунт.

Митинг возле здания правительства был обыкновенным — стандартные речи и много стариков-профсоюзников. И мы пошли назад. А тем временем возле парламента уже кончалась битва…

Начала мы не видели, так что могу рассказать только со слов очевидцев товарищей. Все в один голос твердят, что к тому времени (было около 13.15) многие люди устали, замерзли и стали понемногу расходится. Кто-то бросил не яйцо, а камень. Окно разбилось, и сразу появились робокопы, которые начали стрелять и поливать людей газом. Появились и раненные резиновыми пулями и отравленные.

С робокомпами бились не анархисты (по фотографиям узнали только двух), не скинхеды или наци, а простые чернорабочие из пригородов Вильнюса и рабочих кварталов. Эти люди живут в вильнюсских хрущебах, а работают на лондонских стройках. Они тусуются по темным дворам, в свободное время пьют. Это совсем не организованный народ и никто их до того не знал. Почти все (и власти, и политические обозреватели, и сами левые) признали, что самые активные участники бунта «люди совсем иного типа, которых в Литве еще не было». (Сейчас из-за кризиса эти рабочие массами возвращаются в Литву из Великобритании и Ирландии, в Литве для них работы нет и не предвидится).

Сразу же после бунта литовские медиа начали травлю этих людей, которых называли «будулисами», «марозами», отбросами, пьяницами и бандитами. Все левые (интеллектуалы и не очень интеллектуальные) сконцентрировались на фронте информационной борьбы. В интернете уже появилось свыше 20-ти статей, в которых авторы ужасаются искусственной маргинализации участников бунта.

Официально объявлено три группы поддержки бунта: Лидер Фронта (его обвинил премьер), NK95 и анархисты (анархистов обвинил председатель Конфедерации профсоюзов) и, наконец, «силы извне» (многие по-прежнему разыгрывают русскую карту и обвиняют какие-то силы, которые якобы устролили прокремлевский мятеж- «Единство-2″). (Единство- просоветское обьъединение, созданное в Литве в конце 80х гг в противовес литовскому националистическому объединению Саюдис- прим. Магид)

Арифметика бунта: 151 человек задержан, 132 из них отпущены, в камерах оставлено 19, из зала суда отпущено еще 4, осталось 15, которые получили от 7 дней до 1 месяца.

Кроме трех пострадавших, мы установили контакты с другитми участниками бунта — была группа из маленького городка Тракай (15 км от Вильнюса) и группа из «Krasnuchi» (рабочего квартала Вильнюса).

Кроме Вильнюса были волнения в Каунасе, Клайпеде, Шауляе и Алитусе.

16 го митинги проходили не только в Вильнюсе, но и в других городах Литвы. Но только митинг в Шауляе был крупным и удостоился внимания прессы. А между тем в Алитусе люди осуществили акцию прямого действия и на некоторое время заняли кабинет местного самоуправления. В других городах собиралорсь по 100-200 человек, и они после митингов мирно разошлись.

Foto sobytij v Shiauliai: http://fotokudra.lt/img.php?img=180687&nav=topd

В Шауляе собралось в 12.00 около 2000 человек, возле здания местного самоуправления. Что важно- митинг был несанкционирован и сейчас ведется расследование: власть ищет организаторов. Спонтанно собравшиеся люди пытались ворваться в здание самоуправления, но менты (обычные, а не робокопы) выстроили кордон. Была небольшая потасовка. Люди постояли около часа, а потом разошлись.

В Алитусе, возле здания самоуправления в 12 часов собралось около 100 человек. Потом пошли слухи, что к центру приближается большая колонна со стороны рынка. Через 10-15 минут действительно пришла большая толпа торговцев с рынка. Люди объединились и решили «Брать власть». Удивительно, но они не встретили никакого сопротивления, и свободно ворвались в приемную мэра.
Мэра и вицемэра на рабочем месте не оказалось, так как они «уехали в Вильнюс». Люди не поверили и начали ломать двери их кабинетов. Сразу пришел другой вицемэр (женщина), которая начала людей успокаивать. Люди кибинет не взломали, но решили занять зал заседаний. Так они и сделали. Людей хотели прогнать, но они требовали встречи с мэром. Там они просидели 1-2 часа. Потом пришел какой-то высокий чиновник, они ему передали список своих требований и прервали оккупацию.

http://vilniaus.diena.lt/naujienos/lietuva/mitingas-klaipedoje-vyko-taikiai-video-195491 (na 2 foto otchetlivo vidny nashi «chistye» transparanty)

В Клайпеде, 17 числа мы, анархисты участвовали в митинге, от нас было 8 человек (накануне вечером открылся филиал вольного университета в Клайпеде). На митинг пришли 2-3 тысячи человек. Мы шли с транспорантом, на котрром ничего не было написано. Прессе обьъясняли, что у нас не хватает подцензурных выражений, чтобы выразить наш гнев, а ругаться мы не хотим. Шествие шло около двух километров — от рынка до площади, на котрой раньше стоял советский танк. В середине пути мы стали свидетелями попытки народа самостоятельно решать вопросы, прямой демократии. Центральная улица Клайпеды идет мимо здания местного самоуправления. И вот на середине пути толпа остановилась и минут 5 люди обсуждали вопрос: идти или не идти к пустому зданию местной власти (была суббота и власть не работала). Немножко посовещавшись и поругавшись между собой, народ все-таки решил идти прямо. Но потом все выглядело так, будто на пионерской линейке собрались пятерошники примерного поведения: лидеры профсоюзов (местных и вильнюсских) были так напугшаны вчерашним мятежем в столице, что активно присекали и записывали все радикальные лозунги и действия людей. Конечно, на это была и веская причина — на той же центральной улице перед митингом, во время митинга и после митинга находилось 10-15 автобусов с робокопами внутри. Так сказать, власть прямо демонстрировала свои силы.