28 марта в Москве на Чистых Прудах в рамках всероссийского Дня акций прошёл митинг в защиту бездомных животных. Собралось 400-500 человек. Таким образом, митинг стал не только самой многочисленной акцией защитников животных в России, но и потеснил по своей многочисленности многие политические и социальные акции. Данный факт явно свидетельствует об актуальности проблемы и живом интересе к ней людей. Свидетельствует и о том, что человеческой душе всё ещё присущи светлые чувства любви и жалости к живому. Жаль только, что у многих эта любовь ограничивается «родными» собачками и кошечками… Проблема состоит в том, что на сегодняшний день бездомных животных, в первую очередь собак и кошек, по всей России отстреливают, травят крысиным ядом, забивают до смерти и душат дитиллином (именно эта мучительная казнь называется красивым выражением «усыплять собаку»). Подобным репрессиям подвергаются все подряд звери, а не только агрессивные и бешеные. Кроме того, бездомных животных забирают на передержку в «приюты» отвратительного качества, деньги на которые расхищаются всеми, от министров до директоров этих самых приютов. В итоге, выброшенному на улицу людьми зверю достаётся тесная и голодная клетка в каком-нибудь обветшалом сарае в Подмосковье (и то, если не «усыпят» по дороге). Большинству здравомыслящих людей такое положение вещей нравиться не может.
На митинге было рассказано много страшных и омерзительных историй. Мне больше всего запомнился расстрел бездомных собак в подмосковной Балашихе прямо во дворе школы, на глазах у детей, лишь недавно покормивших этих несчастных животных. В целом, митинг был, как и все мероприятия такого рода, уже давно ставшие «массовыми» не по численности участников, а по частоте своего проведения, был мало чем примечателен. Очень не понравились слова одного из организаторов, объявившего в микрофон: «Давайте ещё покричим лозунги… для журналистов!» На месте прокремлёвских журналистов я бы записал эти слова – лучшего компромата и не найти!
Основными требованиями были: ввести запрет на отстрел и травлю бездомных животных, принять закон о стерилизации бездомных животных, поставить под контроль разведение породистых животных и улучшить содержание в приютах. На мой взгляд, эти требования, конечно, в состоянии улучшить положение животных, но они более чем половинчаты. Во-первых, сама по себе система, которая подталкивает чиновников к тому, чтобы «экономить» на гуманном отношении к животным, а на более глубоком уровне формирует отношение к животному как к вещи и игрушке, такая система в принципе всегда будет враждебна животным, и любыми законами в рамках этой системы мы можем лишь подсластить пилюлю жестокого отношения к животным. Это жестокое отношение так легко скрыть за лицемерной ширмой заботы, «как в цивилизованных странах»…
Другая проблема глубже. На митинге раздавались лозунги: мы равны! права животных – права людей! Но разве людей стерилизуют? По какому принципу животных можно подвергнуть «выборочной стерилизации»? Разве не будут оставшиеся не стерилизованными животные по-прежнему плодиться в геометрической прогрессии, не имея естественных врагов для регуляции популяции? Разве найдут «хозяева» средства, чтобы содержать целый выводок своих питомцев? Или, не найдя хорошие руки, куда можно пристроить котят или щенков, они, «скрепя сердце», таки вынесут их на улицу? И наконец, разве могут быть у «равных» нам животных, хозяева? Разве можно быть хозяином друга? Нет.
У затронутой на митинге проблемы взаимоотношений человека и животного вообще нет простого решения. Одомашнивание изначально было связано с эксплуатацией животных человеком. Прирученный зверь изначально был работником человека если не сказать рабом, приручённый зверь давал человеку пищу и безопасность. В последние десятилетия всё больше возрастает роль животного как развлечения для человека, его игрушки. Домашние собачки уже не сторожат нас, они лишь дают нам объект заботы, и вызывают у нас чувство, которые мы называем любовью, но которое неизменно перемешано с потребительскими и хозяйскими ощущениями, которые явно ничего общего с любовью не имеют. Не значит ли это, что нужно постепенно отказаться от одомашненных животных вообще (естественно речь не идёт о том, чтобы выкинуть их на улицу)?
(данный текст не является общей позицией МПСТ, а отражает личное мнение одного из его членов)