Публикуем рассказ рабочего о положении дел на Воронежском заводе синтетического каучука.
Добрый день, уважаемая редакция!
На вашем сайте много писем о положении дел в разных уголках нашей страны. Решил и я описать, что творится у нас. Потому, что почти все видим, что бардак усиливается, а даже сказать боимся.
Я родом из г. Воронежа. Когда-то мы гордились промышленностью и наукой нашего города. Теперь большая часть предприятий буквально в руинах, что можно — приспособили под склады и офисы, а те заводы, что ещё скрипят, «хозяева» выжимают как могут. В том числе и наш Воронежский завод синтетического каучука. Старейшее предприятие отрасли, которое как раз перед перестройкой переоснастили на современные технологии.
В начале 90-х старый директорат хоть и набивал карманы как мог, но, по крайней мере, приглядывал за технологией. Предприятие перерабатывает взрывоопасные, ядовитые газы (дивинил, стирол) в каучук. Но после череды рыночных пертурбаций наш завод оказался в холдинге «Сибур», который в свою очередь после нескольких перепродаж (с «посадками» и бегством хозяев) прилип к рукам близкого друга президента. А дальше пошло–поехало. Руководство разного уровня менялось со скоростью (и предсказуемостью) рулетки. Все кто, что-то понимал в технологии и при этом имел «наглость» заявлять о целесообразности тех или иных решений — вылетали с предприятия как пробки из шампанского.
Основная цель пришлых, а в теперешнем директорате, по-моему, ни одного воронежца нет, — максимизация прибыли. Не улучшение работы завода, а выжимание из него всех соков. Главное — доказать свою персональную эффективность и перескочить ещё чуть повыше, до того, как от этой «эффективности» всё здесь на заводе загнётся.
Сначала отремонтировали и продали (сдали в аренду) заводские объекты соцкультбыта: базу отдыха, пионерский лагерь, профилакторий. Это те места, куда в советские времена мечтали попасть все горожане, где заводчане и их семьи восстанавливали силы и здоровье. Потом отделили от завода охрану. Теперь просто дробят трудовой коллектив, выводя отдельные участки на аутсорсинг, да и попросту выживая людей.
Выглядит это следующим образом. Сначала идут россказни как хорошо в маленьких конторках, где все друг друга знают, потом обещают, что все льготы, положенные заводчанам, останутся и при переходе в другую фирму, и работа будет той же, и деньги те же.
Перевод идёт через увольнение по собственному желанию и приём на новое место работы. При этом, естественно, все льготы теряются, несмотря на прежние обещания, а попутно «теряются» и неугодные начальству люди. А тем, кто надеется приспособиться к новым условиям, помаленьку завинчивают гайки.
К настоящему времени на заводе нет ни своей охраны, ни своей механической ремонтной службы, ни своего гаража, ни столярки, ни своей промышленной химической чистки. Разогнали даже бухгалтерию, причём не только у нас. Вроде бы в Нижнем Новгороде сделали объединённую с нескольких заводов, т.е. за одну зарплату девчонки будут горбатиться втрое больше, у них и тут-то ни выходных, ни праздников не было. А «порядку», конечно, прибавилось — раньше всё под рукой было, а теперь отправь в Нижний, да запроси из Нижнего…. Бардак да и только!
Недавно вывели на аутсорсинг грузчиков. И тут же срезали им зарплату.
В цехах не осталось ни слесарей, ни киповцев, ни крановых, недавно даже экономистов и кладовщиц из подчинения начальников цехов вывели. «Оптимизация» и «эффективность» называется.
Вместо оперативного ремонта цеховые занимаются составлением бумаг (в соответствии с всякими ИСО и проч.), чтобы оформить заявки на ремонт, а потом комиссии, утверждения, выставление на тендер, торги: всё по-модному, но абсолютно бестолково. То, что раньше решали за полчаса, теперь утрясают неделями. Все ж директора — переписка, сметы, тендеры…. Опять же все хотят навар с ремонта содрать. А какой навар, если от расчётной стоимости надо упасть на …надцать процентов, что бы конкурс выиграть? Вот и дерутся между собой бывшие заводские цеха — кто дешевле сделает. А кто у других выиграл, тот и «лепит горбатого» — т.е. делает, как попало, из чего попало и с помощью кого попало. Сам видел, как по эстакадам гастарбайтеры из Средней Азии, отродясь не видевшие химпроизводств, в сланцах лазили.
Ежегодный остановочный ремонт теперь просто профанация. Раньше в останов завод гудел как улей, все по-честному делалось, а теперь в цехах живого человека не встретишь. Да что в останов, если до 16.00 людей ещё видно, то, как дневники ушли, не цех, а стальные джунгли. Если раньше в смену на 5-6 машин заступало 7-8 аппаратчиков, т.е. с запасом, то теперь 1 аппаратчик на 2-3 машины. Спрашивается, что он там уследить может, да ещё за 12-16 тыс. рублей? У него что — три пары глаз и три пары рук?
Все это видят и все помалкивают — пусть творят, что хотят, лишь бы меня сегодня ни турнули. Только не помогает — вытуривают, только свист стоит! Причём головы летят и у рабочих, и у ИТР не зависимо от уровня. На прошлой неделе главного механика и технического директора в один день отправили на вольные хлеба. Политика руководства и собственника завода — «живи и бойся».
Да только эта тупая экономия сегодня горькими слезами обернется завтра, вот ведь в чем дело!
Отдельный разговор — профессионализм руководства. Вернее, непрофессионализм. Некоторые на заводе из высокопоставленных лиц, до сих пор не догадываются, где работают. К примеру, директор завода, говорят, бывший пограничник, — что он понимает в молекулярном синтезе? Зам. по кадрам — бывшая воспитательница детского сада.
Заводскую систему профессионального обучения разогнали, зато нанятая административная команда игры проводит, «командообразование» называются. А то, что эти игруны потом то трубы с взрывоопасным продуктом сверлят, то перегретым паром продувают, то оборудование криво ставят, то трубы не те разбалчивают, это никого не волнует. Результат закономерен – разливы продукта, возгорания, взрывы. От серьезных аварий на производстве пока бог миловал, по счастью от ляпов одних «грамотеев», пока ляпы других «умников» спасают. Но долго ли умеючи-то, до греха?
Отдельное шоу творилось последние 3 года — строили новый цех, хотя везде трубили, что строят целый завод. Достаточно сказать, что собирались построить за 2 года и 2 миллиарда рублей, но когда к концу 3-го года «освоили» 4-й млрд, директор генподрядчика разумно уволился — на хрена ему этот «гемор» сдавать?
Зато на пуск самого Путина зазвали. На большой планёрке перед намеченным на 20 мая пуском, обсудив все важные моменты — как асфальт положили (его, родимый, асфальт то есть, ЧОП как ханскую наложницу неделю охранял, чтоб президент его свежесть первый вкусил!), как деревья обиходили (не-е, деревья не красили, сами распустились, а вот газоны щебёнкой засыпали…), как бордюры подравняли, директор спросил, все ли вопросы перед пуском решили. С задних рядов, не высовываясь, озвучили общее мнение технарей: «мол, что обсуждать, судя по тому, как строили, пыхнуть-то оно по любому пыхнет, главное чтоб не звездануло…», пуск решили отложить, конвейеры затарили готовым продуктом, чтобы изобразить работающую линию — приезд президента-то не отложишь!
Но Путин их переплюнул — приехал со своей охраной (местных «генералов» даже в цех не пустили), со своей кухней, со своими официантами, со своими репортёрами и своим телевидением и даже своими «рабочими» для телевидения(!!!).
Заводских на день приезда всех по домам распустили, оставили только тех, без кого завод встанет, да и то велели в цехах позакрывать и к окнам не подходить.
А потом пожарные машины у цеха с месяц дежурили, и ведь пыхнуло таки! Не врут старые кадры, видать потому их с завода и метут поганой метлой, вдруг ещё чего сглазят.
Вот так и ходим на смену, и крестимся, да Союз поминаем — это как же умели строить, двадцать лет ломают, да все сломать не могут!
Представляться не буду, у нас в каждом цеху угрозы развешены, за общение с прессой и обсуждения в соцсетях — увольнение. Всех интересующихся положением дел на заводе велено отправлять к корпоративным пиарщикам, ну, они-то, понятное дело, что там расскажут…
Кто застал Союз и работает на заводах до сих пор, думаю и так поверят моим словам, сами небось, в такой же ж… сидят. Да вот как из нее вылезать думают, это бы хотелось узнать у рабочих. Потому и пишу. Может, кто отзовется. Не все ж еще в России рабочую совесть потеряли и о чести рабочей забыли…
Источник: http://scepsis.net/library/id_3530.html