13 и 14 января более чем 5.000 рабочих главного завода Fiat в Турине проголосовали за новый трудовой договор, который радикально увеличивает количество рабочих часов, сокращает перерывы и ограничивает забастовочное движение.
Работники подверглись шантажу со стороны руководства, которое угрожало перенести производство, если они проголосуют против трудового договора, а заводские профсоюзы ничего не делают в защиту рабочих.
Новый трудовой договор, по существу, такой же, как тот, что был навязан работникам завода Fiat в окрестностях Неаполя шесть месяцев назад. Контракт предполагает гибкий график работы в три смены, меньше перерывов, и запрет на стихийные забастовки. В том случае, если бы работники отклонили контракт, руководство компании угрожало перенести производство из Турина.
Согласно особенностям нового договора, вместо прежней системы из 10 смен в неделю, теперь рабочих призывают работать 18 смен в неделю. Это три смены в день, они будут начинаться в 6 утра в понедельник и заканчиваться в 6 утра в воскресенье. Оставшаяся часть воскресенья будет свободна.
Рабочее время официально составляет 40 часов в неделю, но по новому контракту, рабочих могут призвать отработать до 120 сверхурочных часов в год. С тех пор как суббота стала обычным рабочим днём, имеется положение о двух выходных каждые две недели. Каждая минута рабочего времени подробно спланирована. В ходе каждой восьмичасовой смены, рабочие имеют право только на два (вместо трёх) перерыва длительностью 10 минут, с приёмом пищи в конце смены. Больничные строго ограничиваются, а выплаты по болезни сокращаются, если менеджмент посчитает не выход на работу чрезмерным .
Похожее соглашение было предложено прошлым летом рабочим завода Pomigliano D’Arco близ Неаполя. Тогда было заявлено, что такой контракт был «исключением» и необходимым чтобы предотвратить перенос производства модели Panda на завод Fiat в Тихи, Польша [Рабочие Fiat в Тихи сами принимали меры из за условий труда — ред. libcom.]. Столкнувшись с таким шантажом, трудовой коллектив проголосовал 62 процентами голосов в пользу контракта.
Теперь исключение станет правилом для главного завода компании в Турине—Mirafiori. Если новый контракт будет навязан там, тогда введение его для всех 22.000 рабочих Fiat в Италии будет лишь вопросом времени. Трудовой договор на Fiat’е послужит в качестве образца для подражания для всей итальянской промышленности, и сможет заменить существующее национальное соглашение по заработной плате, которое впервые было введено в 1970, вслед за долгим и мучительным трудовым конфликтом работников Fiat в Турине.
Новый трудовой договор некоторым образом нарушает существующее национальное соглашение, своим положением о большем количестве сверхурочных, запретом забастовок и произвольным исключением выборных представителей с заводов. Руководство компании разъяснило, что будет признавать только тех представителей, которые согласились с новым контрактом. Это значит, что делегатов от профсоюза машиностроителей Fiom, который входит в крупнейшую итальянскую федерацию профсоюзов CGIL, больше не будут звать на переговоры и им будет запрещено появляться на заводе, пока они отказываются подписать договор.
Чтобы обойти существующее национальное соглашение, Fiat вышел из ассоциации предпринимателей—Конфедерации Итальянской Промышленности. В тоже время, менеджмент Fiat заручился поддержкой многих итальянских предпринимателей. Генеральный директор Fiat Сержио Маркионне был назван «Предпринимателем Года» в 2010-м проправительственной и про-бизнес газетой Il Sole 24 Ore. Наступление Маркионне на работников в Турине было поддержано не только итальянской буржуазией, но и правительством Берлускони.
Атака на трудовой коллектив Турин-Mirafiori — это важная часть стратегии Маркионне в борьбе за долю глобального рынка с конкурентами, такими как Volkswagen и General Motors, и японскими и корейскими производителями автомобилей. Для этого он планирует резко уменьшить стоимость, между тем, стремясь наладить тесное взаимодействие, а возможно и выполнить слияние с американским автомобилестроителем Chrysler.
В начале года, было произведено дробление акций группы Fiat, и они были размещены на бирже как акции двух параллельных компаний, по производству пассажирских авто и по производству коммерческих машин. Производство легковых автомобилей теперь ведётся так называемым Fiat SpA, а Fiat Industrial отвечает за (всё ещё рентабельное) производство грузовиков и строительной техники.
В Турине, Fiat планирует производить новые Jeep и Alfa Romeo на совместном с Chrysler предприятии. Цель — удвоить производство автомобилей. В понедельник этой недели, Fiat повысил своё участие в Chrysler с 20 до 25 процентов, что было описано как дальнейший шаг к получению полного контроля над своим американским партнёром. Компания заявила, что инвестирует 1 миллиард Евро в проект Fiat-Chrysler в компании-учредителе Turin-Mirafori при условии, если работники проголосуют за увеличение своей эксплуатации.
Явным примером шантажа является то, что Маркионне угрожал остановить производство автомобилей на заводе Mirafiori: «Если 51 процент будет против» контракта, то Chrysler будет производиться только в США. Маркионне затем похвалил американские профсоюзы, которые поняли «что рабочие места их членов зависят от успеха компании на мировом рынке».
Вслед за вспышкой экономического кризиса в 2008, Chrysler и две другие основные автомобильные компании были временно переведены под руководство администрации Обамы, которая в тесном взаимодействии с профсоюзом United Auto Workers, ввела сокращение зарплат до 50 процентов и нанесла другие удары по компенсационным выплатам.
Несмотря на тяжёлое давление, оказанное на работников Turin-Mirafiori, результат референдума остаётся открытым. Около 15 процентов работников являются членами профсоюза FIOM, около 38 процентов принадлежат к другим союзам и 47 процентов не входят в профсоюзы.
Католические и «жёлтые» профсоюзы (Fim, UILM, Fismic и UGL), которые подписали новый контракт 23 декабря, ответили кампанией в поддержку голосования «за». Председатель Христианской федерации профсоюзов, CISL Рафаэль Боннани, восторженно заявил, что контракт гарантирует «многомиллиардные инвестиции; что, в конечном счёте, положительный знак для Италии».
В интервью прессе, лидеры профсоюзов даже заявляли, что рабочие сборочных линий смогут получать дополнительно до 300 Евро в месяц, когда завод заработает на полную мощность. Бюрократы старательно не обращали внимания на тяжёлые проблемы со здоровьем, связанные с такой трёхсменной работой.
Крупнейший профсоюз машиностроителей, Fiom-CGIL, до сих пор отказывался подписать контракт и, как это было в Pomigliano d’Arco, заявил, что ответственность лежит на рабочих, которые проголосуют на референдуме. В то же время, национальный секретарь CGIL Сусанна Камусса заявила 2 января в Риме: «Если большинство голосов будет за, то надо будет признать результат.»
Хотя представители Fiom и CGIL не подписали контракт, они резко выступали против любого рода твёрдой оппозиции ему. Призыв к восьмичасовой забастовке 28 января — жалкий поступок, нацеленный исключительно на создание выпускного клапана для гнева и разочарования рабочих.
Группе Fiat принадлежат производственные мощности в Италии, Польше, Бразилии и США. На всех этих заводах, рабочие сталкиваются с тактикой шантажа со стороны руководства. Вместо того, чтобы объединить рабочих Fiat с их зарубежными коллегами для совместной мобилизации против таких атак, представители профсоюзов полностью сосредоточенны на улучшении сводного баланса компании в Италии.
С этой целью, некоторое количество лидеров из Fiom-CGIL составило письмо, заявляющее, что они стремятся к «широкому коллективному обдумыванию того, какие инструменты применяются, и какие стратегии должны быть приняты в этой борьбе за восстановление адекватных условий труда и демократии на рабочем месте.»
Бюрократы способны основывать свои планы на анализе, составленном 46 экономистами и профессорами университетов. 46 академиков, которые являются либо членами левоцентристского политического лагеря, либо близки к нему, выступили с критикой нового трудового договора Fiat в открытом письме, озаглавленном как «Производи и работай лучше при демократии.» В этом письме, они описали новый контракт как «доиндустриальную стратегию семей Маркионне и Агнелли», которая не содержит убедительной стратегии на будущее. Чтобы обеспечить безопасность производства автомобилей в Италии, как заявили авторы, необходимо делать значительно больший вклад в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
«Кажется, что контракт не подходит для повышения производства и улучшения качества», пишут они. Они критикуют тот факт, что Fiat самовольно обошёл национальное соглашение по труду и запретил профсоюзы на заводе. «Альтернативы есть», продолжают они, и затем ссылаются на немецкую Volkswagen Group, чья собственная стратегия управления в кризисных ситуациях также включает усиленную эксплуатацию рабочих и была составлена в тесном сотрудничестве с профсоюзами Германии.
По материалам WSWS
Данная статья является переводом статьи с сайта libcom.org: http://libcom.org/news/tragedy-fiat-new-contract-longer-hours-shorter-breaks-13012011