Америка Обамы

Попытка прогноза

Проблемы
100% уверенностии в победе Обамы нет, но, похоже, к тому идет.Что произойдет после прихода к власти Обамы? Площадка, на которой будет играть новая команда, не столь уж велика. Попробуем определить координаты будущей американской политики, те ключевые проблемы, которые новый режим вынужден будет решать.
Проблема первая — финансовый кризис и спад производства в США (рецессия).
Проблема вторая — топливно-энергетический кризис, необходимость структурной перестройки всей промышленной и энергетической системы, дабы избавиться от нефтяной зависимости.
Проблема третья — последствия ужасающих провалов американской внешней политики.
Первых двух проблем касается не будем, ибо совершенно неясно, по какому пути пойдет (если пойдет) перестройка энергетической системы, и насколько далеко зайдет Обама в политике государственного капитализма и государственного регулирования, которая начата уже республиканцами. Все это может оказать громадное влияние на политику США, а в то же время все это пока настолько туманно, что попытка дать ответ на указанные вопросы была бы подобна гаданиям на корфейной гуще.
Так что поговорим об американской внешней политике, имея, конечно, в виду, условность нашего прогноза, особенно в свете того. что сказано выше. Но мы опираемся на определенные политические реалии, которые никуда не исчезнут в обозримом будущем.

Общие контуры
По мнению Збигнева Бжезинского, который входит в команду Обамы, Америка безнадежно проигрывает ситуацию в мире. Американские неоконы лишены чувства реальности. Они решили силой навязать миру правила игры, против которых бунтует все больше людей. Мир слишком велик и слишком противоречив, чтобы играть по американским правилам, что доказывает опыт Ирака, Афганистана (и, добавлю, опыт российско-грузинской войны, в которую Америка была бессильна вмешаться) .
В мире происходит, по мнению З.Б., революция (или Глобальное Политическое Пробуждение (ГПП)), направленная против стран Золотого Миллиарда. Слишком велик разрыв между бедностью и богатством, между всесилием Америки и бессилием других стран, чтобы народы планеты с этим смирились. «Глобальное политическое пробуждение исторически является антиимперским, политически антизападным и эмоционально все более антиамериканским. В своем развитии оно вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире».
«Антизападничество, — пишет Бжезинский, — это больше, чем просто популистское отношение. Это неотъемлемая часть сдвигов глобального демографического, экономического и политического баланса. Незападное население уже намного превышает численность населения евро-атлантического мира (к 2020 году население Европы и Северной Америки, по-видимому, составит только 15 процентов населения мира). Но политически активизировавшаяся часть незападного мира существенным образом влияет на происходящее в мире перераспределение власти. Возмущение, эмоции и стремление к утверждению статуса миллиардов людей стали качественно новыми факторами».
Антиглобалистская волна всерьез затронула 1,5 миллиарда мусульман, охватила Латинскую Америку, на пространствах СНГ усилилась Россия, на Дальнем Востоке Китай. Бороться с этим движением, полагает Бежезинский, невозможно, слишком велики силы, которыми оно вызвано. Раз Америка не может с ним бороться, она должна его возглавить. Для этого нужна политическая воля и общие враги.
Попробуем исхождя из этой, как мы полагаем, верной предпосылки, понять, как будет действовать Америка.

Азия
Американская политика на БВ заведена Бушем в тупик. Прямая колониальная экспансия оказалась неэффективной и вызвала ожесточенное сопротивление, точно такое же, какоевызывал старый европейский колониализм. Американцы столкнулись с затяжной партизанской войной и политической нестабильностью в Ираке и Афганистане. Совершенно очевидно, что они не смогли создать в этих странах прочные политические системы. Со своей стороны американское общественное мнение устало от войны и потерь. Оно требует быстрого решения указанных проблем. Вдобавок США все время ссорятся со странами, которые граничат с зонами оккупации: с Ираном, Сирией и, во все возрастающей степени, с Пакистаном.
Тут может быть два выхода. Или новая война, которая заткнет рты недовольным (а одновременно позволит укрепить экономику самих Соединенных Штатов путем форсированного огосударствления, регулирования и долларовых инъекций, как это было во время второй мировой). Или уход их этих регионов, с последующими договоренностями как с оппозиционными движениями, которых американцы так и не смогли победить, так и с соседями оставоляемых стран. Собственно, это уже происходит, недавно пришло сообщение о переговорах с талибами. Возможно, США начнут переговоры с Тегераном и Дамаском о разделе сфер влияния в Ираке.
Америке, отмечает Бжезинский, необходимо наладить отношения с мусульманскими странами. 1,5 миллиардный мусульманский мир — это такая величина,с которой небходимо считаться, а с крупнейшими мусульманскими странами необходимо тесное партнерство.
Курсу на мир с мусульманскими странами мешает традиционная произраильская ориентация Америки. Во времена холодной войны, когда Израиль успешно противостоял просоветским арабским режимам, она была оправдана. После распада СССР она утратила смысл. Это поняла еще администрация Клинтона, под давлением которой Израиль согласился отдать оккупированные территории. При неоконах процесс застопорился, но он может возобновиться. Израиль с его 6 миллионным населением нужен американцам как телеге — пятое колесо…
США попробуют договориться с талибами. Америка не смогла уничтожить талибов; чтобы талибы не стали базой антиамериканских сил надо их направить против третьей стороны. Это может означать финансовую и иную поддержку экспансии талибов в направлении Средней Азии.
США продолжат курс на партнерство с Индией, нацеленное на сдерживание Китая, и одновременно на захват и удержание контроля над гигантским индийским рынком. Но американцы не будут при этом раскачивать Китай, который находится с ними в экономическом симбиозе и в который перенесена значительная часть американской промышленности.

Европа
По-видимому продолжится линия на тесные партнерские отношения с восточноевропейскими странами. Кажется. здесь Америка самой ситуацией подталкивается к союзу с бедными. Эти страны — изгои в богатом Евросоюзе, поэтому они тянутся к мощной неевропейской силе (крыше). Одновременно США могут их использовать в своих целях, как они делали это в Ираке, как они делают это сегодня, размещая там свои ПРО и т.п. К тому же чем более рыхлой и раздираемой противоречиями будет Европа, тем больше у США будет возможностей для удержания контроля над ней.
Очень большой вопрос — Украина. Мы не знаем, насколько серьезный интерес испытывают к ней Штаты, насколько она им нужна. Перед глазами стоит пример Грузии: американцы позволили России оккупировать часть ее территории, включая даже города и села за пределами Ю. Осетии и Абхазии. Именно это обстоятельство и привело к усилению России на постсоветском пространстве. А ведь Грузия считалась союзником Америки! Конечно, никто не позволит России нападать на страны НАТО, например на прибалтийские страны, но не из чего не следует, что США смогут добиться приема Украины в НАТО. И вообще, готовы ли американцы к такой игре на постсоветском пространстве? Есть ли на это силы и средства в стране, ослабленной поражениями на БВ и финансовыми неурядицами?
Какова будет судьба Украины? Мы не знаем. Но ясно одно. Эта страна не в состоянии создать стабильный политический режим. Украинское государство нежизнеспособно, что может привести к серьезным внутренним потрясениям, в то время, как рядом с ней находится сосед, уже почувствовавший вкус к победам на территории бывшей империи…
Россия явно не будет другом Америки. Очень может быть, что она станет настоящим врагом Америки. Россия бросила вызов Америке на постсоветском пространстве, в Грузии, и, американцы отступили. Такие вещи не прощаются. Очень может быть, что американцы направят экспансию талибов в Среднюю Азию. Это приведет (не может не привести) к втягиванию России в войну с талибами и сильно ослабит Россию, а значит это на руку США. Вообще, если Америка не втянется в какую-то громадных масштабов войну (такая война делает бессмысленными любые прогнозы, она изменит весь мировой расклад до неузнаваемости), Америка теперь, после провала в Ираке и Афганистане, постарается избегать войн и воевать исключительно чужими руками.

Латинская Америка
Здесь действия США будут строго дифференцированы.
Есть два наиболее мощных в экономическом, военном и демографическом отношении государства — Мексика и Бразилия. Вместе с тем, эти народы весьма бедны. Логично будет, если США сделают ставку на особые партнерские отношения именно с этими странами, если они пойдут даже на определенные уступки этим странам, предоставят им различные торговые и иные льготы. Опираясь на Бразилию и Мексику (а так же Колумбию) можно держать ситуацию в Латинской Америке под контролем. С другой стороны имеются два государства, которые активно играют против США в регионе. Это Венесуэла и Боливия. В особенности проблемой является Уго Чавес, который раздает на континенте деньги направо и налево, конкурируя за влияние с США.
Очевидно, в Боливии будет продолжена нынешняя американская политика, направленная на раскол страны и выделения из нее в качестве независимого государства газоносных районов. Венесуэллой же американцы займутся всерьез и будет сделана ставка на переворот или оранжевую революцию, в зависимости от обстоятельств.