Сегодня в Таиланде против политики правительства выступают сотни тысяч людей и их борьба носит далеко не мирный характер. Устраивают несанкционированные демонстрации, берут штурмом правительственные здания, вступают в столкновения с полицией и армией. В Таиланде имеются две противостоящие друг другу силы — условно говоря, краснорубашечники и желторубашечники. Периодически желтые и красные сменяют друг друга у власти, и всякий раз проигравшая сторона стремится изменить положение дел силовыми методами. Что же привело Таиланд на грань гражданской войны? История грустная и поучительная.
Богатство и Бедность
Парадоксально, но периодически возобновляющаяся гражданская война — результат успехов страны, экономического роста. Этот рост в разной мере затронул разные регионы, создал новые бизнес-элиты, вступившие в борьбу со старыми, усилил противостояние между бедными и богатыми, и, как следствие, нарушил социальный и политический баланс, породив новые противоречия. Ибо такова судьба людей в современной общественной системе: успехи еще не гарантируют процветания большинства, а кроме того, легко могут обернуться жестокими конфликтами и войнами.
Краснорубашечники — группировка, созданная из крестьянства и беднейших городских слоев. Ей противостоят желторубашечники — представители мелкого и среднего городского бизнеса, специалисты, инженеры, врачи и учителя, зажиточные городские жители, чиновничество, студенчество. Но гораздо важнее то, что обе группы целиком управляются представителями крупного бизнеса. Конфликт в Таиланде носит структурный характер и состоит в противостоянии старой и новой политических элит. Желтая элита объединяет крупных бизнесменов и представителей традиционных административных, судебных и военных элит Бангкока. Новая элита — это «выскочки» из народа, сделавшие себе состояние в новых областях бизнеса: высоких технологиях и на медиарынке. Они опираются на бедные, преобладающие в численном отношении слои населения, что обеспечивает им победы нам выборах. Со своей стороны, традиционалисты опираются на средний класс, на всех тех, кто чувствует угрозу со стороны поднимающихся «серых масс»"
Проблема так же и в том, что бурное развитие экономики (до современного кризиса она росла в среднем на 5-6% в год) затрагивает главным образом столицу, Бангкок и прилегающие к ней районы — гигантскую городскую агломерацию, где проживает 19 миллионов человек. Остальная часть страны извлекает куда меньше выгод из экономического роста. Попытки перераспределения пирога национального богатства в пользу глубинки, вызвали гнев части столичных жителей.
Таксин Чиннават — история успеха
Новые элиты объединились вокруг Таксина Чиннавата. Этот офицер полиции оставил службу в 1987 г. и занялся бизнесом. Он сделал деньги на продаже программного обеспечения, а затем создал телекоммуникационную корпорацию. К середине 1990-х гг. Таксин оказался на 18-м месте в списке богатейших людей мира! Сколотив состояние, магнат решил посвятить себя политике. В 1994 г. началась политическая карьера Таксина: раздавая огромные взятки направо и налево, он добился постов министра иностранных дел и вице-премьера. Созданная им в 1998 г партия «Тайцы любят тайцев» (любопытно, что сам Таксин — не из тайцев, он — этнический китаец) на всеобщих выборах 2001 г. одержала решительную победу, после чего Таксин возглавил правительство.
Будучи выскочкой в глазах старых элит, политик остро нуждался в массовой поддержке и нестандартных решениях — только так можно было удержать власть. Его курс приобрел в целом не характерную для современного мира направленность на укрепление социального государства. Таксин добился снижения цен на медицинское страхование, отсрочки выплат по фермерским кредитам. Это принесло ему поддержку жителей сельских областей и городской бедноты. Среди достижений премьера называют так же возобновившийся (после финансового кризиса конца 90х) рост экономики, успешную борьбу с последствиями цунами в 2004 г. В 2005 партия Таксина одержала еще одну победу на всеобщих выборах. Он внедрил дешевое универсальное здравоохранение и наделил правительственными деньгами сельских жителей
Оппоненты обвинили его в коррупции: беспорно, обвинение соответствует истине. Кроме того, недовольство вызвали столкновения между буддистами и мусульманами (последние составляют до 7% населения Таиланда). Правление Таксина завершилось после военного переворота в 2006 г. и сам он вынужден был бежать из Таиланда.
Военный переворот сверг дважды избранное с огромным перевесом в голосах избирателей правительство Чинавата. Но ставший популярным олигарх и не думал сдаваться. Последовала череда интриг, выборов, убедительных побед и политических мотивированных судебных решений, когда партию победителей запрещали высшие судебные инстанции, после чего она принимала новое имя и снова включалась в легальную борьбу за власть.
Демократы против демократии
Так, на выборах 2007 года снова победили сторонники Чинавата. Тогда, с помощью юридических манипуляций, два подряд прочинаватовских премьера были дисквалифицированы судебными решениями, и две прочинаватовские партии (одна из них на тот момент правящая) распущены судом. Состоявшееся после этого парламентское голосование привело к власти коалицию в составе Демократической партии и группы депутатов-»перебежчиков» из лагеря сторонников Чинавата. Премьером стал председатель Демпартии Апхисит Ветчачива. Демократы создали свое влиятельное внепарламентское движение — движение желторубашечников.
По мнению сторонников Таксина, правительство демократов пришло к власти недемократическим путем и представляло только 12-15% электората, в то время как прочинаватовская партия, принявшее имя «Пхыа Тхаи» (Для Таиланда), за которой — поддержка большинства населения и чуть меньше половины парламентских мест, вынуждена была перейти в оппозицию. Демократическая партия (желтые), пришедшая к власти в 2008 году, когда парламентарии под давлением перешли на сторону армии, уничтожила многое из экономической политики Таксина.
Понимая, что одних выборов в таких условиях недостаточно, Таксин сколотил внепарламентское движение краснорубашечников. Место на левом фланге движения заняли маоисты — сторонники повстанческой вооруженной борьбы. Стоявший на стороне оппозиции действующий армейский генерал-майор Кхаттия Саватдипхон создал «краснорубашечную армию» — вооруженную организацию, настаивавшую так же на использовании маоистской символики. В руководстве краснорубашечников оказались и другие известные маоисты, например бывший подпольщик доктор Венг Точиракан.
В 2009 и 2010 гг краснорубашечники буквально парализовали государство мощными манифестациями и установили в столице свои протестные майданы, а затем вступили в вооруженное противостояние с полицией и армией. Наиболее серьезное восстание имело место в 2010-м. Войну с полицией и армией краснорубашечники проиграли, но смогли сохранить свои организации, включая вооруженные ячейки, чем сильно напугали старые элиты. Понимая, что в разгорающемся конфликте большинство населения будет не на их стороне, эти элиты пошли на компромисс.
Летом 2011 г. партия Таксина в очередной раз выиграла выборы. Ее возглавила младшая сестра политика — Йинглак Чинават, ставшая премьер-министром. Как утверждают сегодня превратившиеся снова в оппозицию желторубашечники, на самом деле политикой партии и правительства руководит скрывшийся за границей Таксин Чинават. Теперь уже акции протеста начали желтые — несколько сотен тысяч человек. Они потребовали отставки правительства и осадили правительственные учреждения.
Любопытно, что желтые в недавнем прошлом требовали ограничить демократию. Это позволяет старым элитам и поддерживающему их среднему классу сохранить привилегированное положение. Желтые предлагали в прошлом, чтобы только 30 % депутатов парламента избирались, а остальные 70 назначались бы сверху. По мнению желторубашечников, сельское население и городские низы слишком необразованны, чтобы участвовать в политическом процессе. Вполне естественно, что подобные взгляды (они очень сильно напоминают идеи некоторых российских оппозиционных либеральных публицистов, прежде всего Ю.Латыниной) делают желтых крайне непопулярными среди городской бедноты и в сельской глубинке. Что касается армии и полиции, то, похоже, там наблюдается раскол — какая-то часть силовиков лояльна красным.
Гражданская война
Сложилась весьма мрачная ситуация. С одной стороны желторубашечники, среди которых масса студентов и специалистов — без таких людей (конечно же, они являются трудящимися) невозможно развивать современную промышленность и науку. С другой стороны краснорубашечники — беднейшие крестьяне и рабочие. Трудящиеся убивают друг друга на нескончаемой войне олигархов.
Впрочем, ситуация выглядит лучше, чем на Украине. Во-первых, участники массовых акций превосходно понимают, что во время протестов иногда приходится идти на крайние меры. Они не парализованы пацифизмом и страхом. Во-вторых, и это самое главное, здесь все-таки беднота сражается за реальные социальные права. Это не то же самое, что поддерживать украинских оранжевых или коричневых, которые даже и близко ничего похожего на социально ориентированную политику никогда не вели.
И все же, ситуация плохая. Работники и студенты проливают кровь на внутренней войне элит, гибнут за чужие интересы. Коренные изменения могут произойти лишь тогда, когда и если наемные работники всех профессий выступят против всех элит. Но это случится, лишь, если работники осознают, что именно они являются главной экономической и политической силой общества. Только тогда они станут бороться за свою автономию, за свои собственные общие цели и за свою прямую власть — власть собраний работников на производстве и территории.