Потихоньку приближается малоприятный юбилей – пятилетие со времени распада Социально-революционного движения. Впрочем, и юбилей его создания прошел не так уж давно – оно было создано в начале апреля 2010 г. Хотя СРД просуществовало меньше года, его имеет смысл вспомнить – это была попытка объединить различные группы анархистов и неавторитарных марксистов России и Беларуси в единое движение. Создано СРД было на базе интернетной рассылки и поначалу развивалось весьма успешно. Был создан общий Живой журнал. Общим печатным изданием стала газета Межпрофессионального союза трудящихся (МПСТ) «Черная звезда». Планировалось со временем заменить ее новой общей газетой, которую планировалось назвать «ЗаРево». Ну, и конечно были сформулированы общие принципы движения (см. ниже).
Что же стало причиной распада нового движения? Как это часто бывает, причин было сразу несколько и при этом они были взаимосвязаны.
Во-первых, идея создания СРД родилась в период подъем социальной активности, который, быстро сменился спадом. В результате движение оказалось создано с опозданием, ему нечем оказалось заняться. Единственным совместным проектом стало создание общей газеты, которая так и не была создана из-за распада движения. Во-вторых, в такой ситуации члены одной из организаций входящих в СРД решили использовать период спада для оргстроительства Сама идея была неплохой, но, вместо того чтобы учитывать интересы вех входящих в новую организацию групп и соблюдать принцип федерализма, они начали, что называется, тянуть одеяло на себя, заботясь только о том, чтобы обеспечить соей группе ломинирование в СРД В третьих, в конце лета – начале осени 2010 последовали массовые аресты анархистов в Беларуси по обвинению в поджогах российского посольства и ряда других административных зданий. Это, кроме прочего привело к том, что ряд членов СРД, стали требовать официального отмежевания от подобных действий тога как другие (составлявшие большинство) считали, что такое отмежевание не защитит от возможных репрессий (ибо власти все равно будут хватать тех, кого знают, а не тех, кто не отмежевался), зато дискредитирует движение. В довершение ко всему, по недосмотру рассылка СРД и ее Живой журнал оставалась в ведении небольшой группы членов, которые, будучи напуганы белорусскими событиями, просто уничтожили рассылку (а затем и ЖЖ), разорвав контакты как между группами и индивидуальными членами СРД,, так и с довольно большим кругом сочувствующих.
После этого между рядом групп, ранее входивших в движение, сохранились неформальные связи, но восстановить СРД как единое движение было уже невозможно. Надо заметить, что одним из следствий этого стало возрастание ранее уже почти полностью преодоленного недоверия анархистов к марксистам (люди «тянувши одеяло на себя» а позднее уничтожившие рассылку по иронии судьбы почти все принадлежали к марксистской организации). В целом же все это было в руле общей тенденции, включавшей и аресты белорусских анархов, и репрессии против участников химкинского налета.
Как бы то ни было, непродолжительное существование СРД это уж история. Но история заслуживающая внимания. И опытом создания и распада движения, и теми принципами, на базе которых оно создавалось.
Принципы Социально-революционного движения
Мы – сторонники безгосударственного и бесклассового общества, основанного на принципах самоуправления. Мы убеждены в том, что человеческое достоинство, человеческая свобода и счастье могут быть обеспечены только в бесклассовом и безгосударственном обществе, где будут отсутствовать грабительские рыночные отношения, а война всех против всех сменится товарищеским сотрудничеством, в обществе, где освободившиеся от проклятий старого мира люди станут хозяевами собственной судьбы.
Мы – революционеры, потому что мы убеждены, что новый общественный строй может быть создан только действием и борьбой самого угнетенного класса, что его не создадут никакие спасители сверху – “ни бог, ни царь и ни герой”, что он может быть достигнут лишь всеохватывающей освободительной социальной революцией самого угнетенного класса, революцией, в ходе которой угнетенные устанавливают самоуправление посредством общих собраний.
Борясь за всемирную революцию, мы продолжаем дело всех участников освободительной борьбы угнетенных классов прошлых времен – от повстанцев Спартака и Степана Разина до установивших на короткое время самоуправление во время Великой Революции 1917-1921гг. рабочих Петрограда и крестьян Гуляй-Поля. В рамках СРД есть представители различных революционных течений: анархизма, либертарного марксизма, левого коммунизма, левого народничества и пр. Мы открыты для дискуссий и критики, выступаем за синтез социально-революционных традиций и создание новой теории, адекватной текущим задачам борьбы.
Мы считаем:
1. Общество, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех – это безгосударственный коммунизм, общество без частной собственности, классов, государства, наемного труда, денег и товарного производства, общество товарищеского
сотрудничества, а не конкурентной борьбы всех против всех. Победа этого общества является необходимой для дальнейшего выживания и развития человечества, потому что только при этом обществе человечество не погибнет от вызванных капитализмом кризисов, хозяйственных, военных и экологических катастроф.
2.Переход к новому обществу возможен лишь посредством революции, осуществленной пролетариатом – угнетённым классом капиталистического общества, то есть всеми лишенным политической и экономической власти людьми.
3.Революция означает разрушение восставшими трудящимися государственной машины (бюрократии, органов “правопорядка” и т.п.) и коллективную экспроприацию ими капиталистической собственности, всеохватывающую социализацию производства и потребления, полное уничтожение товарного производства и рынка.
4.Разрушив государственную машину, трудящиеся не должны передоверять власть никому. Общество должно быть перестроено на принципах самоуправления и прямой демократии. Увеличение свободного времени позволит каждому непосредственно принимать участие в управлении обществом.
5. Все производство должно управляться общими собраниями трудящихся и ориентироваться на удовлетворение человеческих потребностей, что будет следствием социализации производства.
6.Во всех странах современного мира независимо от разницы их политических форм – господствует диктатура капитала в форме диктатуры буржуазного государства и его менеджеров – чиновников. Парламентская демократия есть лишь замаскированная форма этой диктатуры. Любые попытки трудящихся играть по правилам, установленным их угнетателями, ведут лишь к поражению и деморализации трудящихся. Поэтому освободительное движение угнетённого класса не может поддерживать какую-то одну из капиталистических группировок против другой, не может отстаивать одну форму диктатуры капитала и чиновников против другой (демократию против фашизма, диктатуру против демократии и т.д.) и не может участвовать в выборах в органы власти, в выборах, которые для угнетённых означают лишь смену их хозяев. Мы являемся противниками любой формы политической власти класса эксплуататоров, всегда выступаем за полное свержение паразитов. Если среди нас есть люди, участвующие в прямых столкновениях с фашистскими группировками, то они занимаются этим не ради праздного удовольствия, а в качестве одного из дополнительных направлений борьбы с капитализмом.
7. Исторический опыт показывает, что национальное неравенство и национальный гнёт являются неизбежным следствием существования национального государства. Поэтому выдвижение лозунга о праве наций на самоопределений и поддержка “национально-освободительных” движений не способны привести к уничтожению национального неравенства и гнёта, а лишь превращают трудящихся в пушечное мясо в войнах буржуазных клик. Единственное средство уничтожения национального неравенства и гнёта — это разрушение всех национальных государств, уничтожение всех границ и установление безнациональной власти общих собраний, при которой будет возможно свободное и равноправное существование всех этнических и неэтнических культур и субкультур.
8. В современном мире профсоюзы являются конторами по продаже особого товара – рабочей силы, приводным ремнём от класса капиталистов к угнетённым, инструментами подчинения борьбы трудящихся интересам бизнеса. Все попытки преобразования существующих профсоюзов или создания новых радикальных профсоюзов обречены на неудачу и ведут лишь к деморализации имеющих подобные иллюзии трудящихся. Наша задача — объяснять людям труда, как входящим, так и не входящим в профсоюзы, что освобождение угнетенных может быть лишь делом самих угнетенных. Трудящимся бесполезно надеяться на профсоюзных чиновников, на парламентскую возню и хождение по судам. Освободительная борьба рабочего класса – это борьба методом прямого действия (забастовки, перекрытия дорог и т.п.). Именно в ходе такой борьбы угнетенный класс воспитывает в себе чувство солидарности и классовую сознательность, приобретает навыки самоорганизации и самоуправления, необходимые для совершения революции.
9. В современных условиях единственными эффективными формами организации и освободительной борьбы трудящихся являются возникающие в ходе подъёма классовой борьбы общие собрания трудящихся на предприятии и на территории, и их объединения. Создание революционной организации, соединяющей борьбу за конкретные требования, уже выдвинутые общими собраниями, с борьбой за социальную революцию является нашей целью.
10. Все партии и организации (даже если они называют себя “коммунистическими”, “анархическими”, “рабочими” и.т.п.), уверяющие трудящиеся массы, будто изменение их жизни возможно посредством выборов или любой другой игры по правилам установленным чиновниками и бизнесом, являются пособниками класса капиталистов и содействуют удержанию власти правящего класса над трудящимися. Если бы выборы могли что-то изменить – их бы давно отменили. Никакой союз или единой фронт, сколь угодно “критический” с такими организациями невозможен. Наша задача убеждать трудящихся (в том числе и тех, кто верит даным партиям, или состоит в них), во враждебности этих партий делу
освобождения угнетенного класса. Даже если партия выступает не за выборы, а за революцию, но хочет её ради установления власти меньшинства, то она является нашим врагом, так как желает лишь смены одной формы угнетения на другую. Речь идёт о троцкистских, радикально-сталинистких и националистических партиях, в которых власть, как правило, принадлежит узкой группе вождей, бесконтрольно
управляющей организацией, тогда как социально-революционная организация может основываться только на равенстве, самостоятельности и инициативе всех её членов, вместе вырабатывающих решения и вместе их исполняющих.
11. Так как в СССР и подобных ему странах власть принадлежала эксплуататорскому классу бюрократии (государственной буржуазии), а трудящиеся оставались лишенными власти и собственности эксплуатируемыми рабами, эти страны не были социалистическими или коммунистическими. Все организации, выступающие за реставрацию существовавших в СССР порядков, хотят лишь замены одной формы эксплуатации на другую, и являются врагами освободительной борьбы угнетённых.
12. Общественный строй, за который мы выступаем, невозможен в одной отдельно взятой стране или группе стран, а возможен лишь как мировая система, как результат мировой социальной революции. Мы отдаем себе отчет в том, что мировая революция не может быть мгновенной, что она и в самом лучшем случае затянется на годы и десятилетия из-за неоднородности мирового хозяйства. Тем не менее, ликвидировать мировую систему капитализма, систему эксплуатации человека человеком можно только совместными усилиями сознательных и организованных представителей всех угнетённых классов всех или большинства стран мира.
13. Эксплуатируя мужчин и женщин, капитализм использует для их разобщения широчайший набор идеологий превосходства одного пола над другим. С этой целью применяется как традиционная консервативная модель, восходящая к патриархальной семье, так и буржуазные течения феминизма, которые отстаивают борьбу женщин за господство в государстве и бизнесе. Со своей стороны мы выступаем за полное равенство мужчин и женщин в повседневной жизни, учебе и труде, за совместную борьбу против любого неравенства и угнетения. Мы выступаем за полное равенство людей вне зависимости от их пола, расы, сексуальной ориентации и религиозного вероисповедания.
14. Патриотизм и национализм представляют собой яд для угнетенного класса. Они являются идеологиями господствующего класса, внушая угнетенным идею единства с угнетателями. Патриотизм и национализм раскалывают трудящихся и угнетённых, побуждая различные группы угнетенных конкурировать за рабочие места и другие социальные блага, препятствуя, таким образом, совместным действиям всех трудящихся против эксплуататоров. Наш долг бороться с патриотизмом и национализмом – показывать, что все формы угнетения могут быть уничтожены только в ходе социальной революции. Главный враг трудящихся — чиновники и капиталисты всех наций. Трудящимся воюющих стран следует оказаться от участия в любых войнах, развязанных угнетателями, и повернуть штыки против “своих” офицеров, чиновников, капиталистов.
Нет – войне между народами, нет – миру между классами!
Угнетённые и эксплуатируемые всех стран, объединяйтесь!