Эта статья была написана в 90е годы и распространялась активистами Межпрофессионального союза трудящихся (МПСТ) на оккупированном рабочими машиностроительном предприятии (ЯМЗ) в городе Ясногорск во время забастовки. Тогда в 1999 г. рабочие захватили завод и удерживали над ним контроль в течение нескольких месяцев. Все вопросы решались собранием рабочих и стачкомом. который отчитывался перед ним о своей деятельности. В статье описаны реалии 90х: Красный пояс, регулярные невыплаты зарплат бюджетникам и т.д. Тем не менее, кажется, что в условиях кризиса данный текст может быть актуален.
Время от времени то там, то здесь происходят стихийные выступления работников, требующих выплаты зарплат, в самых разных сферах. Здесь и бюджетники: шахтеры, врачи, учителя. Здесь и работники машиностроения и строители. Но все эти выступления разрозненны и, как правило, кратковременны (исключение составляют, пожалуй, только работники Ясногорского машиностроительного завода, где стачка продолжается уже более полугода).
Обычно, на эти выступления решаются те, кто уже доведен до отчаяния. Не один, а много, много раз нужно было унизить и ограбить работников, что бы они решились хоть на что-нибудь. Но даже это “что-нибудь” выглядит робко и нерешительно на фоне беспредельной наглости влась имущих — политиков, банкиров, руководителей заводов. Почему так редко и так вяло действуют рабочие? – вот что является, вероятно основным вопросом современности. Но нам бы хотелось поговорить на другую, вроде бы несвязанную с этим вопросом тему, а именно — нужно ли вообще обижаться на правительство, губернатора, директора завода? Нужно ли, как это, например, сделали на первое мая работники ЯМЗ, демонстрировать правительству, губернатору или деректору завода свое негодование? Рабочие Ясногорска написали на своих лозунгах, что губернатор Стародубцев их предал. Но почему они решили, что он что-либо должен для них делать? Только потому, что он им что-то обещал?
Когда-то партия коммунистов обещала построить рай на земле. Государство, руководимое партией якобы вело народ к светлому будущему. Партийно-чиновные господа питались в свое удовольствие из спецкормушек, рабочих заставляли вкалывать (“быдлячить” – вот как определяет этот процесс бывшее и нынешнее партийно-коммунистическое начальство) и платилили им копейки (для недовольных предлагались психушки и концлагеря). Но обещанный рай так никогда и не наступил. Потом, когда люди перестали верить лживым ленинистским обещениям, и начали открыто возмущаться свои положением (вспомним первые шахтерские стачки в 1991 году с более чем полумиллионом участников) наиболее предприимчивая часть чиновников сбросила красную маску и переквалифицировалась в демократов. Они обещали народу материальное процветание и свободу. И их в какой-то момент поддержали многие трудящиеся (м.б. даже большинство). Но демократия на поверку оказалась ухудшенным вариантом “социализма”: деньги перестали платить совсем, а власть по-прежнему оставалась в руках тех же самых чи-новников (или же, их бывших товарищей по коммунистической партии). При этом основная масса населения по прежнему остается бесправной, т.е. ничего не решает. Другие партчиновники и администраторы, менее преуспев-шие в эпоху свободного рынка, сделались оппозицией и приглашают нас теперь обратно, в старые добрые времена реального “социализма”. Из таких – тульский губернатор Стародубцев. В какой-то момент часть трудящихся опять поверила тем, кто до сих пор ходит под красной маской. И проголосовала за них на выборах. Каков же результат? Не трудно догадаться, даже если и не знать наверняка, — по сути ничего не изменилось, только стало хуже. По некоторым данным, за время правления Стародубцева из бюджета области украдены десятки миллионов рублей, предназначенных для социальных нужд. Теперь многие стали называть пресловутый “красный пояс” – “удавкой на шее рабочих”. Кого теперь позовут рабочие, что-бы он или они “сделали как лучше”? Опять демократов? Московского мера Лужкова? Генерала Лебедя? А может стоит на этот раз попробовать остренькое блюдо, например фашистов из РНЕ? Сама идея о том, что кто-то другой, а не сами работники — все вместе — могут «представлять» и «защищать» свои интересы, порочна и несбыточна. Что же еще должны сделать с народом политики, чтобы это доказать?
В рамках существующих в современном обществе правил и системы организации управления выхода нет. Но, возможно, он есть вне этой системы. Победить можно только в том случае, если мы не будем соучаствовать в чужой борьбе за чуждые нам интересы и установим свои правила. Мы убеждены в том, что главная решающая роль в процессе принятия решений по всем важнейшим вопросам производства, управления и вообще общественной жизни должна принадлежать общим собраниям работников. Вот он – единственный суверенный орган власти. Конечно трудно, а подчас и невозможно решать все вопросы на общезаводском собрании, где присутствуют сотни или даже тысячи людей. Но существует и зачастую используется рабочими (например, в ходе стачек, а так же, на некоторых кооперативных предприятиях) опыт проведения цеховых и бригадных общих собраний, наряду с общезаводскими. При этом, все эти самоуправляющиеся подразделения договариваются между собой о разделе полномочий, о рапределении функций управления, а советы делегатов берут на себя координацию управления. Делегаты таких советов могут действовать только на основе наказов и в жестских рамках решений принятых общими собраниями. Они не управленцы, не чиновники, не представители интересов, они “проводники” воли общего собрания и они в любой момент могут быть поправлены или смещены по решению общего собрания, от лица которого они действуют. Как производство, так и городские службы могут быть со временем перестроены на началах самоуправления. Общие собрания работников предприятий, коммунальных служб, врачей, учителей, жителей городских кварталов и их советы делегатов — вот тот способ организации жизни и прямой власти трудящихся, который со временем позволит нам взять свою судьбу в собственные руки и стать полноправными хозяевами и на своем предприятии и в городе. Принятие решений по всем основным вопросам на общих собраниях — это единственный залог того, что никакие начальники, никакие чиновники, никакие профессионалы от политики, никакие “представители интересов трудящихся” не смогут никого предать. Не смогут потому, что при этой системе их просто не будет. Именно это, а не ленинско-сталинско-брежневская диктатура партчиновников, с ее потовыжималками для рабочих и спецкормушками для правителей, и есть настоящий социализм.
Нам пытаются возразить, что у рабочего класса нет достаточной подготовки и образования, что рабочие не могут ни разобраться самостоятельно в проблемах управления производством (и потому ими должны командовать администраторы и менеджеры), ни понять, как устроить общественную жизнь (для этого ими должны руководить «политические авангарды», «наиболее сознательные элементы», т.е. политические партии и лидеры). Да, может быть сегодня рабочие еще не все знают и умеют, но они вполне в состоянии научиться и они учатся. Рабочий класс – это сообщество взрослых людей, делающих сложнейшие вещи (обеспечивающие, кстати сказать, существование и политиков и капиталистов), а не младшая группа детского сада! (Важно отметить здесь, что рабочий класс включает в себя всех неруководящих работников от разнорабочих до инженеров). Рабочие и цеховые инженеры, врачи и учителя, шахтеры и транспортники, строители и сельские работники — не они ли сами создают все те блага, без которых жизнь современного общества была бы немыслима и невозможна? Так зачем же, производя все это, – доверять вопросы распоряжение общественными благами и управление обществом капиталистам и профессиональным чиновникам? Конечно, для того, чтобы принимать самостоятельные решения, осуществлять управление, координацию и т.д. нужно учится. Но если работники в состоянии научится сложнейшим вещам, связанным с их сегодняшним трудом, то почему же они не могут научится коллективно управлять своим цехом, заводом, городом? Этому можно учиться в процессе коллективной борьбы, которая ведется на началах самоуправления. Кроме того, почему бы, например, не попробовать создать курсы по изучению того как функционирует предприятие или городские службы?
Нам могут задать встречный вопрос — а зачем изобретать что-то новое, когда есть существующие властно-правовые механизмы? Но разве нас устраивает работа этих механизмов? Разве достаточно заменить плохих начальников на хороших, чтобы всем стало лучше жить? Если бы это было так, мы уже давно жили бы при коммунизме!
Рабочие ЯМЗ и ряда других предприятий потратили немало сил, чтобы, действуя в рамках существующих структур управления и государственных законов, доказать свою правоту. Но можно ли проздравить их с успехом? Нет, ситуация как раз обратная, всякий раз, когда рабочие надеются на закон, оказывается, что он не на их стороне. Единственное, чего сумели добиться рабочие Ясногорска – это легализация рабочего контроля, но еще до получения этого разрешения, они сами явочным порядком, не дожидаясь решения суда, осуществляли рабочий контроль на протяжении нескольких месяцев! Несомненно, они бы добились куда больших успехов, если бы, не дожидаясь решений бесконечных судов силой отстранили и удалили бы с территории предприятия нынешнюю администрацию, сами запустили бы производство и ввели собственное управление, а заодно попытались бы поднять местных коммунальщиков, врачей, учителей и т.д.
Нельзя играть по правилам системы, поскольку эти правила служат интересам хозяев. Законы пишут власть имущие и пишут они их для себя. А суд – это такая же властная структура, как и все прочие, судейские чиновники не зависят ни от кого, кроме своего иначальства и тех, кто дает им взятки! На что же надеется работникам в такой ситуации, если она уже сложилась? Если вокруг сплошная коррупция? Только на самих себя! Выход один – действовать явочным порядком, самоуправно.
Нет нужды негодовать по поводу недостатков существующей власти или администрации завода. Они просто не могут быть другими. Никто же не требует от клопов, чтоб они не кусались… Нужно спокойно готовить почву для отстранения коррумпированных бюрократов от рычагов управления, параллельно развивая структуры общественного самоуправления – общие собрания и подконтрольные им рабочие советы — с тем, чтобы в нужный момент эти структуры оказались готовы взять ситуацию под свой контроль.
Михаил Магид