Из записки иранского блоггера http://balatarin.com/permlink/2009/6/19/1625688
Перевод ostap с чьего-то перевода с фарси на английский:
«Завтра я пойду на демонстрацию. Возможно там прольётся кровь. Возможно я буду одной из тех, кого там убьют. Я слушаю все мои любимые песни. Я даже хочу потанцевать под несколько из них. Я всегда хотела сделать очень узкие брови. Да, может быть я зайду в салон перед демонстрацией! Есть несколько любимых киносцен, которые я должна пересмотреть. Ещё я хочу заскочить в библиотеку. Надо перечитать стихи Форуг и Шамлу. Все семейные фотографии пересмотрены. Надо позвонить друзьям и попрощаться. Всё, что у меня есть — две полки книг, которые я оставляю своей семье. До диплома всего два экзамена, но кого это сейчас волнует. Голова идёт кругом. Я пишу эти бессвязные фразы для будущих поколений, чтобы они знали, что мы делали это не под влиянием эмоций и не под влиянием друзей. Чтобы они знали, что мы делали всё, что могли, чтоб у них было будущее. Чтобы они знали, что наши предки сдавались арабам и монголам, но не сдавались деспотизму. Я пишу это для завтрашних детей…»
http://ostap.livejournal.com/630257.html
***
Что за странное движение перед нами! Власть фальсифицировала выборы: вместо одного ставленика правящего клана богачей и попов провели другого. Всего лишь. Неужели дело только в этом? Неужели только из-за этого народ выйдет завтра, или уже сегодня, умирать на улицы?
Но вспомним другую толпу. Вспомним толпу, которая с хоругвями и иконами, с портретами монарха, предводительствуемая попом — странным неуравновешенным человеком, шла на поклон к царю с просьбой улучшить жизнь простых людей и ввести парламентское правление… всего навсего. Эта толпа была расстреляна. Именно так началась русская революция.
В головах у людей, участвующих в масовых протестах впервые в жизни, полная каша. Так всегда бывает. Но причины происходящего многообразны.
Жесткий контроль исламистов раздражает большую часть иранцев, как и засилие духовенства в общественной жизни. К попам стали относится значительно хуже, чем до исламской революции. Кому-то, особенно студентам, вообще надоел ислам. Конечно, так думают не все. Даже не большинство. Но не учитывать антиклерикальный фактор было бы ошибкой. Налицо широкий спектр антиклерикальных настроений: от полного неприятия ислама до умеренной антипатии к шиитским клирикам.
Не меньшую, а, быть может и значительно большую роль играют экономические факторы: недовольство народных низов коррупцией, нищетой, последствиями кризиса. Все это не менее важно, чем украденные выборы. К тому же, по мнению некоторых наблюдателей, Мусави уже начинает раздражать миллионные толпы своей нерешительностью.
С другой стороны, люди, участвующие в движении, считают себя, как правило, мусульманами: тут и культ шахидов и Аллах Акбар! с крыш домов Тегерана и Исфахана: «Не боимся никого, кроме бога одного», не боимся ни президента, ни полицию! — вот смысл этой манифестации. Иными словами, движение носит комплексный характер, не сводимо к чисто политическим факторам. В случае его победы, которая, конечно, не предопределена, Иран изменится.
Так всегда бывает с движениями, которые носят промежуточный комплексный характер. В случае их победы могут начаться процессы самоопределения и обособления отдельных секторов движения, прежде всего классовых. Так, во время революции 1979 г. были созданы рабочие советы, которые пытались взять под контроль сотни крупных предприятий Ирана.
Девушки, которых не меньше трети среди революционного народа, вышедшего на улицы, никогда уже не станут покорными самками в патриархальных семьях Молодежь, составившая громадную часть восставших, запомнит на всю жизнь жестокость и лицемерие попов, присвоивших себе право судить и карать от имени бога.
Перед нами первая в истории революция против исламистов. И она только началась.
Пусть она станет началом конца исламистов и всех прочих клерикалов! На Ближнем Востоке и во всем мире!
Ниже комментарии специалистов. Сегодня может быть кульминация событий:
***
Со слезами в голосе он (рахбар Хаменаи — духовный и политический лидер Ирана — прим) заявил, что готов отдать свою жизнь за дело ислама и революции. То же самое в 1999 году, аккурат перед разгромом восстания.
Мне кажется, общий месседж к лидерам движения можно передать фразой: «Хотите жить спокойно, уберите народ с улиц. Думайте что хотите, но если вы считаете, что фальсификации были, то имейте в виду: все исходит от меня. И отныне вы будете иметь дело лично со мной».
Кстати, рахбар сравнил широкое народное участие в выборах с референдумом об учреждении исламской республики в марте 1979 года. Он прав. Действительно, то, что происходило тогда, напоминает обстановку, сложившуюся во время и после выборов. Подробнее здесь:
http://nalymov.livejournal.com/1451811.html
Мне кажется, сейчас все зависит от тактики, которую изберут лидеры оппозиции. Продолжать выступления и настаивать на аннулировании результатов, значит прямо противопоставить себя вождю. Похоже, готов на это Карруби: http://www.reuters.com/article/latestCrisis/idUSEVA961207
Он выпустил заявление, в котором призывает отменить результаты выборов. Мусави заявлений не делает, но, если не врут, готов завтра готов участвовать в новой демонстрации:
http://www.michaeltotten.com/archives/2009/06/iranian-demonst.php
Я думаю, вряд ли сейчас найдется даже самый компетентный человек, который решился бы предсказать дальнейшее развитие событий. Если завтра на улицы выйдет немного людей, все может закончиться подобием Тяньаньмыня. А вот если много… Несколько дней назад, по слухам, в Тегеране распространялись листовки, в которых от имени каких-то чинов КСИР утверждалось, что они не намерены стрелять в народ (кстати, с этим и связаны разговоры о «русском спецназе» и «залетных арабах»). Массовые манифестации, если они состоятся, будут открытым плевком в лицо рахбару и режиму в целом. По-моему, за тридцать лет исламская республика такого не знала.
…Вообще, культ шахидов для Ирана — это очень серьезно; все помнят, как в 1978-79 годах он был мотором революции: очередная демонстрация памяти шахидов давала новых мучеников, следующая — новых, и так до падения режима. Только лидеров, подобных Хомейни, на горизонте не проглядывается. Впрочем, может, Мусави постепенно радикализуется (хотя, по-моему, такой вариант маловероятен), или же выдвинется другая фигура, которая выбросит нужные лозунги и возглавит движение.
РЕАКЦИЯ В РЕГИОНЕ
в краткосрочной перспективе большинству крупных внешних игроков выгодно поражение оппозиции.
Прежде всего, конечно, Израилю.
Согласен. Израилю — определенно, там это не особо скрывают, по-моему:
http://omniamea2007.livejournal.com/71664.html?thread=776432#t776432
А насчет Штатов — в обзорах американской прессы на фарсиязычных «голосах» уже цитировали статьи, в которых говорилось: Ахмади, если удержится, может пойти на улучшение отношений с США (мне тоже так кажется, тем более, такие телодвижения были и раньше). И вообще, Иран при президенте Ахмадинежаде будет во внешнеполитическом плане слабее Ирана при Мусави.
Руководители арабских стран, как говорят эксперты, тоже нервничают — ведь, если оппозиция в Иране добьется своего, народ может подумать: а чем мы хуже иранцев, собственно…
http://omniamea2007.livejournal.com/72200.html
***
ИРАНСКИЕ ВЫБОРЫ
Значит так. Если вы помните (в том случае, если вы читаете мой блог) во вторник приказом спикера иранского меджлиса Али Лариджани была создана временная парламентская комиссия по расследованию нападения на общежитие Тегеранского университета. По некоторым данным в результате атаки на общежитие было убито 5 студентов — сторонников оппозиции.
Сегодня депутат меджлиса и член данной временной комиссии Казем Джалали заявил, что комиссия встретилась с Мусави, Резаи, Кярруби и Рафсанджани, обещала все расследовать и пришла к выводу, что к данному инциденту не причастны ни одна из «государственных организаций». ДЕЛО, следовательно, ЗАКРЫТО.
После сегодняшней речи рахбара Хаменеи могу высказаться в следующем ключе:
- как обещала, не обманывая, пришла развязка. Отныне все будет по-честному: кто выйдет на улицу, тому снесут башку. Я думаю, что завтра на улицу выйдет малое количество людей,
- все акценты в иранской элитной борьбе раставлены. Рафсанджани будет доживать свой век со своими миллиардами, Ахмадинежад будет управлять еще 4 года. Кстати, поправьте меня если я ошибаюсь, но по-моему в иранской конституции нет статьи о том, что президент может править только 2 срока подряд.
- в Иране в течение ближайших лет никаких существенных изменений во внутренней и внешней политике не будет.
Вчера Гарник Асатрян — один из лучших иранистов в мире, который, однако, политическими вопросами не занимается — на вопросы журналиста про ситуацию в Иране несколько раз сказал «не знаю». Потом сказал, что можно сделать несколько прогнозов, но все равно будет что-то другое. Кто бы знал, как я с ним согласен.
Иран — удивительная страна. Удивительны также последние события в этой стране. Вот найдите в истории какой-либо страны аналогии с этом:
- на улице миллион демонстрантов, у которых нет лидера,
- демонстранты требуют не смены главного руководителя страны, а второго лица,
- демонстранты настроены антиклерикально, но ждут пятничной молитвы рахбара, чтоб понять что они будут делать или не делать,
- вроде есть оппозиция, народ хочет перемен, идут выборы, есть политические группировки и борьба между ними, но ничего не меняется. А народу кажется, что поменяется,
- миллион на улице, а за ним никто со вне не стоит. Удивительная редкость для современного мирового политического процесса,
http://amica-veritas.livejournal.com/112050.html
Хаменеи, выступая сегодня на пятничной молитве, заявил, что результаты выборов абсолютно правильные (это при том, что пересчёт голосов ещё не окончен), что его взгляды на всё-всё совпадают со взглядами Ахамди, и что те, кто примет участие в завтрашних протестах, будут сурово наказаны. Вообще речь, судя по переведённым цитатам, довольно циничная. Вот, скажем, обращение к демонстрантам: «Постарайтесь забыть о политике и подумать о душе. Это и есть путь к свободе.» Речь была неожиданно примирительной по отношению к Рафсанджани. Рафсанджани один из самых богатых и влиятельных людей в Иране. Он возглавляет что-то типа «совета старейшин», который посадил Хаменеи на его место верховного лидера, и может его с этого места снять. По слухам, Рафсанджани сейчас в Куме, и убеждает членов совета сместить Хаменеи. Хаменеи этого, видимо, побаивается, и напоминает Рафсанджани, что тот сильно рискует и в случае провала (а теоретически и победы) революции может потерять всё своё богатство и влияние.
По слухам, Мусави предложили или признать результаты выборов или сваливать из страны. Мусави отказался.
Оппозиция отступать не намерена. Все ждут кровавых столкновений в субботу, на которую намечен очередной марш (сегодня, в день молитвы и выступления Хаменеи, оппозиция решила на улицы не выходить). Одни аналитики пишут, что это будет второй Тяньаньмэнь, другие — что Иран — совсем не Китай, и что чем больше будет жертв, тем больше людей выйдет на демонстрацию на следующий день в память о «шахидах». Ещё пишут, что в отличие от китайских студентов, которые не знали, что делать, после жестокого разгона демонстраций, у всех лидеров нынешних иранских протестов за плечами успешный опыт революции 1979 года, и как действовать в таких ситуациях они знают отлично. Ещё он обвинил во всём англичан, американцев и сионистов…
Пишут, что Хезболла заявила, что не станет разгонять демонстрантов. И что среди Стражей раскол. Но все всё равно боятся силовых акций правительства на завтрашнем марше и большой крови.
http://ostap.livejournal.com/