Предлагаем Вашему вниманию очень подробное интервью с участником американского движения «Оккупируй Уолл-Стрит». Движение, о котором идет речь, охватило уже не только НЙ (Нью-Йорк), но и десятки других городов США, на улицы которых выходят сотни тысяч людей. Со времен войны во Вьетнаме — это, вероятно, самая крупная волна протестов в американской истории. Фактически, это такая американская версия арабской революции.
Представители каких классов, этносов, социальных групп участвуют в движении? Какие у них лозунги, чего они добиваются? Какую роль в движении играют анархисты, либералы, профсоюзы? Чем вызваны протесты такого масштаба? Как они организованы? Обо всем этом ниже.
Участник движения и анархист, о котором идет речь, laplandian , хорошо известный многим блоггером по разным замечательным публикациям в Живом Журнале
Скажи, кем организовано движение, как, каков основной состав участников.
Это движение инициировано канадской околосоциалистической группой Adbusters и международным околоанархическим интернет-коллективом Anonymous. Затем движение самоорганизовалось и разрослось через социальные сети (фейсбук, твиттер) и ряд сайтов.
Состав: безработные, индустриальные рабочие, студенты, люди творческих профессий и нижняя часть среднего класса (профессиональные работники). Ни одного бизнесмена, даже мелкого торговца, я пока не встречал. Этнические группы: в основном англосаксы, много пуэрториканцев, евреев, итальянцев. Почему-то довольно мало китайцев. Русские тоже встречаются.
А вообще, кого только нет. Масса народу приехала из других городов и даже из Канады. Познакомился вчера с очаровательной анархисткой из индейского племени Инупьят, если я правильно запомнил.
Вообще, изначально это была тусовка очень политизированных людей.
В начале состав был примерно такой: самые активные, на мой взгляд — анархи и марксисты либертарного сорта разной степени радикальности. Куча тупых реформистов, среди которых мы, анархисты, пытаемся проводить агитацию.
Собственно, это движение тем и интересно, это площадка для активной агитации. Но все же я думал сначала — туфта, попытка очередной оранжевой революции. К тому же, участвует неадекват: националисты, сторонники теорий заговоров и т.п. Но в небольшом количестве. Один раз лицезрел охуенную сцену. Часов в 10 вечера на Уолл Стрит явилась группа русских (евреев вперемешку с этническими русскими), чтобы поучаствовать в протесте. Я спросил, что и как. Вначале они стеснялись, а потом объяснили, что… лайтманисты, последователи каббалистического гуру Михаила Лайтмана. А участвуют, потому что рав Ашлаг, известный раввин-каббалист, живший в первой половине прошлого века, к качестве последователя коего выступает Лайтман, был противником государства и капитализма. Причем группа нехилая, человек сто.
Я у них спросил, почему их гуру Лайтман гонит ультраправую сионистскую пропаганду, а они сказали, что типа такими вещами не заморачиваются, своего гуру не всегда понимают, ибо он шибко сложный и духовный человек, что все люди братья и все границы следует уничтожить. Причем эту тему про рава Ашлага, что он был левый радикал, распустил по Интернету я. Так что, возможно, это результат моей агитации.Чудеса, короче. Чтобы увидеть сразу целую толпу русских евреев левого толка, пусть даже непоследовательных. Феерия просто.
Был случай, когда на меня стал орать антисемит, а потом доебался сионист за то, что я ответил антисемиту, что я не сионист и мне похуй Израиль, как и все прочие государства. Словом, классика жанра…
Но потом число людей стало расти. В итоге получилось, что, полиция стоит в стороне и редко лезет в толпу, поскольку народ ментов за слишком большую наглость постарается вышибить, несмотря на аресты, а после каждых арестов приходит все больше народа. Поэтому менты стоят в стороне в непонятках. Обнаружили один раз среди активистов переодетого мента. Развесили его портрет с мишенью на лбу. С тех пор он не появлялся.
Число людей растет. 15 октября в протестах приняло участие около 150-200 тысяч человек — и это только в Нью-Йорке. В Таймс Сквер собралось более 100 тысяч, на Уолл Стрит и в окрестностях — несколько десятков тысяч, на других улицах, площадях и парках — еще тысячи. Народ оттеснил ментов. Примерно в тысяче других городов по всему миру были массовые демонстрации солидарности.
Небольшое отступление. Ты говорил, что в протестах участвует немало евреев, что поднималсь темы событий на Ближнем Востоке. Раз уж ты затронул эту тему, можешь об этом что-то добавить дополнительно?
Я специально опрашивал разных евреев во время протестов. Все просекли, что я в какой-то мере традиционный иудей, и вначале очень стеснялись что-то говорить об Израиле, но когда я им объяснил, что терпеть не могу сионизм, буквально все без исключения сказали, что считают точно также, и что их задолбало то, как сионисты убивают людей и к тому же разжигают повсюду антисемитизм. Понятно, что такое мнение среди левой протестной публики не удивительно, но все же — все, буквально. Хорошо-то оно хорошо, но часть этой публики открыто высказывается только в кругу единомышленников, а по приказу президента еврейской общины небось ходит на произраильские парады…
Ладно, вернемся к более широким темам. За что выступает движение, оккупировавшее Уолл-Стрит?
Вот это слабое место. Общие неформальные требования — обычные реформы. Увеличение налогообложения крупной буржуазии, снижение налогов с рабочего и нижней части среднего класса, демонополизация рынка и т.п. Однако при этом преобладают абстрактные либертарные настроения и призывы вернуть страну народу, строить общество снизу вверх и т.п. Официального списка требований вообще пока нет, поскольку ставится акцент на органическую самоорганизацию и само движение как таковое считается акцией прямого действия.
Как организовано движение?
Движение прямо использует ряд анархических идей: децентрализация, прямое действие, народный совет, взаимопомощь, прямая демократия. Все организационные вопросы решает Генеральная Ассамблея на основе всеобщего консенсуса. Проводится как бы пропаганда действием в мирной форме. Люди показывают, что в самом сердце капиталистического неравенства можно прямо на улицах выстроить действующую и растущую систему коммун. Сторонние наблюдатели убеждаются на живых примерах, что общество может быть построено без денег и иерархий.
Самое главное — очень дружелюбная, братская и праздничная обстановка, располагающая к симпатии народа. Музыка, карнавальные костюмы у некоторых. Девушки раздетые по пояс плясали…
Коммуна пока, конечно, далеко не идеальная. Многие базовые потребности под постоянной угрозой нападения ментов удовлетворить сложно. К примеру, приходится ходить в туалет в близлежащий МакДоннальдс (что, впрочем, само по себе забавное прямое действие, поскольку эту корпорацию бесит такое использование ресторана людьми, которые его открыто презирают — но простые работники МакДоннальдса с удольствием пускают народ). Секс под брезентом на грязной земле — тоже, конечно, не самое удобное занятие. Тем не менее, в самом центре Уолл-Стрит уже почти месяц фунционирует коммуна из нескольких сот постоянных жителей и тысяч активно поддерживающих. Помимо сотен регулярных активистов действуют крупные группы поддержки, которые регулярно приходят и уходят, приносят еду, книги, листовки, развлекают народ музыкой и т.д.
Пространство, кстати, неплохо организовано: устроили библиотеку, Медиа-центр, проводятся регулярные радикальные лекции и кружки, поставили электрогенераторы. Еда бесплатная круглосуточно. Раздается одежда, одеяла и спальники. Один раз видел даже бесплатную нотариальную контору. Какая-то женщина-нотариус пришла и предложила такую услугу.
Мда, честно говоря, нотариальная контора — вряд ли cвидетельствует о высокой революционности движения… Ведь социальная революция есть дйествие внесистемное, это разрым с существующим законодательством. А девушка делает это бесплатно или это бизнес?
Бесплатная. Но я ее видел только пару раз. А вот зато эсдеки продавали социалистическую литературу за бабки…
Все же каковы фундаментальные причины появления этого движения?
Можно сказать, что у движения такие причины:
1) Экономический кризис
2) Неравенство
3) Арабские Революции
4) Разочарование в Обмане, крах обамомании.
5) Разочарование в действующих политических институах, стремление к прямой демократи
6) Антивоенные и антиимпериалистические настроения
7) Ложь чиновников (к примеру, в США сейчас около 22 процентов безработных, а власти утверждают, что только 9)
8) Уплотнительная застройка.
9) Уличный расизм и другие бытовые проблемы населения.
Давай поговорим об этих вещах.
Ну, прежде всего, самые простые вещи: цены растут, безработица растет, студенты не могут заплатить за учебу.
Вчера ночью, часов в 11, спросили у участников, кто из них пришел впервые. Оказалось, что чуть не половина. Причина — прекращение ежегодных надбавок, рост цен на медицинские страховки, поведение озверевшего от кризиса начальства и трудности с поисками работы. Народ злой и недоверчивый. К тому же, практически все находятся под впечатлением арабских революций.
Еще важно, что людям ненавистно то, что власть и половина денег в стране сосредоточена в руках примерно 400 олигархов. Эта ситуация людей бесит, как по экономическим, так и по политическим причинам. И отсюда так же стремление к прямой демократии.
Публика Обаме больше не верит. Потому что при Обаме завалилась экономика, продолжилась война в Ираке, несмотря на обещания, были расширены права полиции и спецслужб сажать кого угодно и даже убивать по подозрению в причастности к террористическим организациям, продолжилась полным ходом консолидация олигархии со властью.
В провале Обамы есть еще один фактор. Ему очень многие поверили. А он оказался никем. Если Буш был таким реальным пацаном, гопником — пацан сказал, пацан сделал — то Обама — мутный и за базар не отвечает. Буш был жестокий мудак, но вел себя «по понятиям», а Обама — скользкий и непонятный тип.
А олигархия все дальше консолидируется со властью. При Обаме накачали огромные деньги в банковский сектор, который и довел страну до кризиса. Поэтому народ его воспринимает как еще худшего капиталиста, чем Буш.
В партии сейчас мало кто в Штатах верит, в том числе потому, что демократ-Обама, победив на выборах консерватора-Маккейна, затем всех удивил своими неолиберальными выходками и вообще ведет себя как марионетка. Понятно одно, что он продвигает неолиберализм. Поэтому кто-то еще верит в Партию зеленых, в совсем мелкие маргинальные партии, но вообще партии себя дискредитировали. А вот профсоюзы весьма популярны и даже некоторые анархисты от них в восторге…
Застройка — это очень серьезно особенно для НЙ. Значительная часть Нью-Йорка и окрестностей — это одноэтажные двухэтажные домики. В районах с уплотнительной застройках население постепенно вытесняется в совершенно непривычные для них условия существования, в многоэтажки, не говоря уже о разрушении окружающей среды. Сам вид небоскребов среди уличной грязи на Уолл-Стрит бесит народ. Вообще, вопрос о застройке обычно увязывается с экологическими проблемами. В движении участвует много эко-активистов.
О профсоюзах и их роли мы еще поговорим. Расскажи подробнее о настроениях и идейных течениях среди участников движения.
Анархисты и, скажем так, околоанархисты были одними из самых активных вдохновителей и участников. Было очень много участников различных групп и течений и, в особенности, околоанархистской публики, были Crimethink, были сторонники классического испанского анархо-синдикализма, платформисты, движение Католических Рабочих (это анархисты-католики), анархо-язычники, эко-анархисты… и еще марксисты, которые разочаровались в ленинизме и стали сторонниками коммунизма рабочих советов или иных либертарно-марксистских течений… всех не перечислить.
Потом пришли растущие толпы либералов. Впрочем, это мой личное впечатление. Специальные статистические подсчеты я не проводил. На данный момент (вторая половина октября), мне кажется, из постоянных участников протестов анархисты и симпатизирующие составляют процентов 15-20, еще процентов 15 — эсдеки, несколько процентов рыночных либертарианцев, остальные — либералы разных сортов и ребята-неформалы.
Еще есть отдельные закоренелые ленинцы и маоисты, они производят довольно неприятное впечатление и отпугивают народ.
Границу между эсдеками и либералами левоцентристского толка провести сложно. Естественно, надо помнить, что в Америке либералы — это стороники социального государства, права на аборт и защитников прав меньшинств, тогда как консерваторы — правые, сторонники (официально) неограниченного свободного рынка. Но и либералы защищают рыночную экономику.
Но ты говоришь сейчас именно об идейном ядре участников, а не о тех массах, которые приходят время от времени?
Да. Массы — это, если очень условно говорить, смесь либералов и эсдеков в пропорции два к одному. Хотя, конечно, у большинства четких позиций нет, и объединяет и всех стихийный гнев. Поэтому «либералы» в большинстве своем не идейные и готовы обсуждать разные идеи, в том числе и революционные. По данным некоторых социалогических опросов, около трети участников движения поддерживают революционное насилие… И практически все поголовно не считают нужным ограничиваться легальными методами и поддерживают акции прямого действия.
Судя по моему личному общению, массы участников восприняли с восторгом поджоги банков в Италии и Греции. Похоже все-таки, что народ радикализируется.
Динамика у движения, значит, имеется, и в смысле радикализации и в смысле количественного роста?
Сами активисты удивились. Предполагалось занять площадь на пару дней, пока всех не разгонят или свинтят. Потом полиция стала разгонять людей, но люди стали приходить все больше, их число быстро росло. А сейчас такие площадки возникли во всех крупных городах и к протестам подключились профсоюзы. Хотя для профсоюзного руководства — это распил бабла, насколько я понимаю.
Каким образом профсоюзы на этом пилят бабло?
Ну, типа, начальство профсоюзов поддерживают трудовой народ, как-то участвует в протестных инициативах, и за это получает поддержку от спонсоров-демократов, чтобы держать протесты в реформистском русле. Я от участия профсоюзов не в восторге, мягко говоря.
Некоторые представители профсоюзов приходят и участвуют. Почти все крупнейшие профсоюзы поддерживают. К примеру, профсоюз транспортных работников Нью-Йорка начал судебный иск против полиции за то, что менты приказали водителям автобусов участвовать в массовом винтилове. Довольно многие рабочие приходят с профсоюзными наклейками.
Проблема в том, что с профсоюзниками трудно разговаривать — они заклинены на специфической вере в силу своих профсоюзов, на каких-то своих внутренних иерархиях, и склонны брататься с коллегами по профессии, игнорируя других людей. На профсоюзах держится система капитализма, они — проводники социального партнерства. Профчиновники, получающие хорошее бабло, руководят профсоюзами, контролируют рабочих и препятствуют появлению революционых рабочих протестов. В рабочем радикализме профчиновники не заинтересованы.
На мой взгляд, профсоюзы представляют бОльшую опасность для движения, чем политические партии. Но есть и плюс — профсоюзы привели тысячи обычных работников в движение.
Несколько вопросов опять немного уводящих в сторону. Что это за рабочие-анархисты -католики, о которых ты говоришь?
Рабочие-католики организуют коммуны и участвуют в разных акциях прямого действия, от пикетов до саботажа. У них порядка 200 небольших общин в США, несколько тысяч человек в общей сложности. Движение исторически переплетено с ИРМ, но автономно. Знаком я с несколькими из них. Интересны они тем, что представляют собой пример антиавторитарных радикально-левых в огромном католическом мире. И как социальное рабочее движение они интересны.
А вот американская ячейка МАТ (IWA) (анархо-синдикалисты), честно говоря, меня не впечатляет. Кстати, я не помню никаких заявлений WSA (американского отделения МАТ — Международной Ассоциации Трудящихся) в поддержку нынешних протестов.
Присутствует ли в движении религиозный фактор?
Один мой знакомый поставил на Уолл-Стрит Сукку (шалаш, устанавливается во время еврейского религиозного праздника Суккот) и украсил ее изнутри портретом Эммы Гольдман и т.п. Это была важная акция, которая привлекла около тысячи евреев. Кстати, в Сиэттле, где во время этих протестов, тоже поставили Сукку, ее разрушили менты и свинтили всех участников постройки, что вызвало негодование многих людей.
Так вот, поставил Сукку. Казалось бы, что такого? Если кто-то станет справлять Рамадан — тоже на здоровье. Ведь это же коммуна, в которой разные группы делают то, что хотят, если они не мешают другим. Язычники построили «радикальный алтарь» тоже. Так вот, один левый чувак зачем-то разразился истерикой, устроил скандал с антирелигиозными призывами. Типа, религии не место в классовой борьбе.
Я думаю, необходимо работать с религиозными элементами. Необходимо еще и потому, что атеизм и материализм сегодня ассоциируются у большинства людей с баблом и вседозволенностью. В НЙ миллионы верующих людей — христиан, иудеев, мусульман и нет никакого смысла ссориться с ними, наоборот, стоит нащупывать общие линии на базе общего либертарного интернационального союза социальных низов. Тем более, религия религии рознь. Есть и леволибертарные течения во многих религиях, отрицающие иерархии.
Ну, Иншалла. Так, ты говоришь, что народ в партии не верит, но ведь больше половины избирателей ходит на выборы, разве нет? И пойдет опять?
Пойдут, куда денутся… Но веры в партии у народа больше нет, похоже.
Но зачем тогда народ ходит на выборы?
По инерции.
Cтранная у вас страна… политика на БВ или на ДВ по инерции, народ ходит на выборы по инерции… все по инерции))
США — страна прочных традиций. Даже эти протесты растут, мне кажется, из-за того, что народ помнит 1960 годы и войну во Вьетнаме, протесты против этой войны. Есть на что опереться, как бы. Это видно из того, что масса участников протестов нацепила пацифики, поет песни Джона Леннона и нарядилась в хипповые костюмы 1960.
Не хочу тебя разочаровывать, но все европейские версии тахриров, навеянные арабскими революциями, потерпели поражение, причем даже не были уничтожены, а просто погасли или почти погасли — Испания, Греция… Это при том, что Испания или Греция — страны с куда более развитой бунтарской культурой, чем США. И погасли они, не в последнюю очередь, из-за пацифизма их участников.
Это все так, но все же… ладно, пойду листовки распространю. :-)
Последний вопрос. На твой взгляд, каковы перспективы у движения?
Пока растет на глазах. Но есть опасность вырождения в тупой реформизм или в субкультурную тусовку. В первом случае его могут развалить профсоюзы и либеральные демагоги. Во втором случае эта площадь просто превратится в народное пространство, а городская администрация с этим смирится, поскольку туристы со всего мира уже приезжают, чтобы посмотреть на это диво. А значит и бабло в город течет, хотя официально утверждается, что активисты загадили город и вредят местной экономике.
Однозначно хорошо сейчас то, что получилась замечательная площадка для свободного диалога и агитации. Американские анархисты обычно ведут себя как замкнутые секты, которые проводят различные акции типа черных блоков, но плохо умеют агитировать простой народ, кроме субкультурщиков и студентов. Но, впрочем, есть и талантливые агитаторы.
Эсдеки тоже замкнуты в своей профсоюзной деятельности и мало проявляются. А тут прямо на улицах массово раздают радикальные брошюры, проводятся открытые форумы. Сейчас анархисты из разных течений пытаются создать либератарную социалистическую координацию, чтобы совместными усилиями, организованно влиять на движение.
Источник: http://wwp666.livejournal.com/50858.html