До сегодняшнего дня в США не было снято лучшего фильма, поднимающего одновременно вопросы труда, феминизма и равенства.
Фильм «Соль Земли» — классика американского кино. Он необычен для американского кинематографа. Необычен во всем. Необычен своим сюжетом, историей создания и последующей судьбой. Фильм основан на реальных событиях, забастовке 1950 года шахтеров цинковых шахт в Силвер-Сити, штате Нью-Мексико.
Фильм был создан занесенными в черный список работниками Голливуда и шахтерами Международного профсоюза шахтеров, фабричных рабочих и металлургов Силвер-Сити. Режиссер был из знаменитой «Голливудской десятки». «Голливудская десятки» — это прозвище группы режиссеров, сценаристов, продюсеров и писателей, которые в 1950 году получили срок по году в федеральной тюрьме за «неуважение к Конгрессу», отказываясь отвечать на вопрос о своей партийной принадлежности и называть имена коммунистов или сочувствующих коммунизму комитету по анти-американской деятельности.
После выхода из тюрьмы, режиссер Герберт Биберман, не найдя работу в Голливуде, вместе с Полем Джарикко, Адрианом Скоттом и другими занесенными в черные списки работниками Голливуда, основали «Независимую продюсерскую компанию» с целью обойти «Декларацию Уолдорф» и снимать социальное кино.
«Декларация Уолдорф» была принята в 1947 году 48 крупнейшими кинокомпаниями, такими как «Метро-Голдуин-Меер», «Уорнер Бразерс» и другими. Декларация, кроме прочего, включала и такие заявления:
- «Члены Ассоциации продюсеров кинематографии осуждают действия Голливудской десятки — неуважение к палате представителей. Мы не желаем лишать их законных прав, но их действия навредили работодателям и ослабили их полезность для отрасли.»
- «Мы немедленно уволим или приостановим их работу без выплаты компенсации, и мы никогда не наймем обратно любого из 10 до тех пор, пока они не будут оправданы или покаются и заявят под присягой, что они не коммунисты.»
- «Что касается более широкого вопроса о так называемых подрывных и нелояльных элементах в Голливуде, наши члены также готовы принимать позитивные меры.»
- «Мы не будем нанимать коммуниста или члена какой-либо партии или группы, которая выступает за свержение правительства Соединенных Штатов силой или любыми другими незаконными или неконституционными методами».
- «Отсутствие национальной политики, установленной Конгрессом, по отношению к занятости коммунистов в частном секторе, делает нашу задачу сложной. Наша нация уважает закон. Мы просим Конгресс принять законодательство по оказанию помощи американской промышленности, чтобы избавиться от подрывных, нелояльных элементов.»
Как видно из декларации, занесенным в черные списки режиссерам, сценаристам и актерам, получить работу в Голливуде стало невозможным. Но создание фильмов требует ресурсов. Необходимо также было найти важный и интересный сюжет. И этому помог случай. Летом 1951 года, после четырех месяцев поиска подходящего сценария, Пол Джаррико решил взять отпуск и провести его на ранчо в Нью-Мексико. Ранчо принадлежало левым радикалам, и посещали его многие левые радикалы. Там он и встретил профсоюзного активиста Дженкса из Силвер-Сити. Дженкс рассказал Джаррико о продолжающейся забастовке шахтеров в Силвер-Сити и пригласил его туда. Джаррико поехал, встретился и поговорил с шахтерами и было решено послать сюда сценариста Майкла Вильсона для написания сценария. Вильсон приехал в Нью-Мексико, начал разговаривать с бастующими шахтерами и записывать их истории. Сначала шахтеры подозрительно относились к Вильсону, думая, что он — человек компании. Но вскоре между шахтерами и Вильсоном наладились взаимоотношения. Написав сценарий, он оставил черновик шахтерам, чтобы те прочли его и внесли свои изменения, а сам уехал. Сценарий прочитало более 400 человек — членов профсоюза, сценарий обсуждали на собраниях профсоюза и было внесено много поправок и изменений. В 1952 году Вильсон вернулся в Нью-Мексико, принял большинство поправок к сценарию и было решено начать съемки фильма.
И тут начались проблемы. Найти студию в Голливуде для съемок было невозможно. Найти актеров и технический персонал тоже было довольно затруднительно. Из-за боязни быть обвиненным в коммунизме, никто не хотел связываться с фильмом. Тогда было решено перенести съемки на место действия в Нью-Мексико, а в качестве актеров задействовать шахтеров профсоюза. Так, чтобы шахтеры играли самих себя в фильме. Немногочисленные профессиональные актеры, сыгравшие в фильме, были те, кого занесли в черный список. Технических состав был также сформирован из тех, кто был занесен в черный список.
Несколько слов надо сказать о шахтерах и их забастовке. Международный профсоюз шахтеров, фабричных рабочих и металлургов ведет свою историю от «Западной Федерации Шахтеров», одного из организаторов самого радикального профсоюза в Америке — ИРМ (Вобблис). Надо заметить, что в Нью-Мексико, большинство шахтеров — мексиканцы. В 40-х годах 19-го века, США аннексировала большую часть территории Мексики. Так и появился штат Нью-Мексико. Земля была отобрана у мексиканцев и они стали работать на самых низкооплачиваемых и опасных работах, в шахтах. Земли перешли в руки большим горнодобывающим концернам. Администрация концернов активно сопротивлялась созданию профсоюзов. Ее политикой было разжигание розни между англо-шахтерами и шахтерами-мексиканцами. Компаниями проводилась сознательная дискриминация по отношению к рабочим-мексиканцам в оплате, в условиях труда, в условиях проживания и т.п. Главное требование бастующих шахтеров было равенство с англо-шахтерами. Это было отражено и в фильме. Вообще, удивительно, насколько точно фильм передал события и атмосферу этой стачки, почти документально. Равенство, роль женщин, борьба за свои права и достоинство- все это отражено в фильме.
Повествование в фильме ведется от имени главной героине, жены шахтера — Эсперансы Кинтеро. Ее роль сыграла мексиканская актриса Розаура Ревуэльтас. Сама она дочь шахтера, ее привлекло в сценарии то, что наконец-то фильм покажет настоящих мексиканцев, их жизнью и борьбу, а не голливудские стереотипы. К этому времени уже известная в Мексике актриса, после фильма «Соль Земли», ee перестали приглашать сниматься до 70х годов.
Главную мужскую роль Рамона Кинтеро в фильме сыграл Хуан Чакон. Сын мексиканского иммигранта-шахтера, Хуан Чакон начал работать в шахте с 18 лет. После службы во флоте во время второй мировой войны, он работал клерком, сварщиком, а потом вернулся в шахту в 1946 году. Начиная с цехового профсоюзного уполномоченного он стал президентом отделения 890 международного профсоюза шахтеров.
Профсоюзный активист-организатор Клинтон Дженкс и его жена Вирджиния Дженкс в фильме сыграли самих себя. Во время съемок им пришлось испытать неприятные моменты. Местные жители-англо пытались выжить Дженсков из города. Они им представлялись, как «красные» которые мутят воду и подбивают мексиканцев к забастовке. Машина Дженксов была обстреляна. И после съемок у Дженксов были большие трудности. Клинтон Дженкс был арестован и на него было заведено дело. Он был занесен в «черный» список и не мог найти работу.
Во время съемок были и другие трудности. Местные газеты начали истерику, о том, что «красные» снимают пропагандистский фильм на советские деньги, и вообще съемки фильма — это ширма. «Красные» хотят украсть атомную бомбу из Лос-Аламос. ФБР начало расследование съемочной группы. Дом одного из профсоюзных активистов был спален дотла. А за две недели до конца съемок, Розаура Ревуэльтас была арестована и депортирована в Мексику.
После окончания съемок, проблем не уменьшилось. Лаборатории отказались от проявки этого «анти-американского» фильма, то же и со звукозаписью. Пользуясь чужими именами и псевдонимами, был нанят оркестр и записана музыка к фильму, и обработана пленка. И когда фильм был закончен, кинотеатры начали бойкот фильма, опасаясь, что показав фильм, они вызовут гнев киностудий, и им не удастся заполучить их фильмы. Чудом удалось устроить премьеру в Нью-Йорке, все билеты были проданы. Отзывы были положительные. Но и после удачной премьеры, кинотеатры продолжали бойкотировать фильм. Фильм в широкий прокат так и не попал.
В Европе было по-другому. Во Франции фильм 10 месяцев шел в прокате. Фильм имел успех и в СССР, и в Китае. На международном кинофестивале в Карловых Варах в 1954, Розаура Ревуэльтас получила приз за лучшую женскую роль. А Биберман получил «Хрустальный глобус» за лучший фильм. В 1955 году фильм получил международный гранд приз от парижской академии кинематографии.
До сегодняшнего дня в США не было снято лучшего фильма, поднимающего одновременно вопросы труда, феминизма и равенства.
P.S. Для русскоговорящего зрителя может показаться странным, что члены профсоюза в фильме обращаются к друг другу и называют друг друга братьями и сестрами. Это старая американская традиция. Видимо, идущая со времен зарождения профсоюзов в Америке, как подпольных кружков, на подобие первых христианских сект. До сегодняшнего дня это обращение принято между членами профсоюзов в Америке.
Фильм можно скачать по следующим ссылкам:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4573482
http://kinozal.tv/details.php?id=1139054
Источник: Портал прогрессивного искусства «Redar»