Статья из теоретического журнала МПСТ-КРАС «Прямое действие», №22, 2002–2003
Те, кто считал, что войны громыхают «где-то там», в далеких горах, у голубых морей или в желтых пустынях, ощутили шок. От войны не спрячешься. Попробуешь уйти от нее – она сама придет к тебе. Захват сотен заложников в Москве отрядом Бараева и последующая массовая бойня, которую учинили привычные к этому делу российские спецслужбы, снова напомнили всем об этой простой истине.
Московский кошмар, ставший продолжением трагедии на Северном Кавказе, глубоко символичен. Около 200 совершенно непричастных и сугубо «гражданских» людей были хладнокровно умерщвлены «на пару» обеими воюющими между собой сторонами – российским империализмом и чеченским национализмом. Опять, в который уже раз, очевидно: в борьбе между государствами или теми, кто хотел бы стать государством (а именно таковы все пресловутые «национально-освободительные движения»), нет правых, есть только жертвы и палачи. К последним принадлежат те, кто правит и кто отдает приказы, причем с обеих сторон! Человеческие жизни для них ничто – их интересует лишь власть и прибыль. Путину нужен «рейтинг», российским политикам – «единая и неделимая» империя, генералам – полигон, нефтяным баронам – северокавказские нефтепроводы, Масхадову – подвластная ему республика («маленькая, но своя»), Басаеву – исламский имамат, мусульманским фундаменталистам – «священная война»… Но при чем тут мы, обитатели асфальтовых джунглей Москвы, трущоб Грозного и лагерей беженцев в Ингушетии? При чем тут жертвы варварских бомбежек и зачисток в Чечне и фашистского акта в московском ДК?
Мы скорбим по погибшим в зверской, бессмысленной резне на Дубровке – точно так же, как по десяткам тысяч погибших в войне на Северном Кавказе. Мы выражаем соболезнование детям, чьи родители были убиты беспощадной военщиной в Чечне и в Москве, родителям, потерявших детей. Мы переживаем вместе с ними их горе – насколько вообще можно ощутить горе другого. Но при этом мы напоминаем: мы, трудящиеся люди, с обеих сторон видимой или невидимой линии «фронта» – жертвы власть имущих и их «разборок». Работникам в России и Чечне нечего делить, им не за что воевать друг с другом. У нас общих враг – правители России и Чечни, политики и предприниматели, генералы и банкиры. Именно они затеяли эту войну. Именно с них и следует спросить за нее. И спрашивать должны мы, простые люди, жертвы. Во имя погибших и тех, кто пока еще жив.
Голос безгласных
В сегодняшней России, по правде говоря, нет настоящего антивоенного движения, хотя большая часть людей, судя по опросам, – против «чеченской войны». Но мало ли кто против чего? Большинство в России почти всегда молчаливо, все недовольны, но не на улице и не на площади, а у себя дома, на кухне. Миллионы людей получают жалкие гроши или месяцами вообще не видят зарплаты, но многие ли рискуют потребовать элементарных прав на жизнь? Если человек безропотно дает морить себя голодом или превращать во вьючное животное – стоит ли удивляться тому, что он терпит и прямое, неприкрытое убийство – горячей пулей и холодной сталью?
Но существует и пытается прокричать свое возмущенное мнение и сохранившаяся еще немногочисленная «активная общественность». Она и стремится сегодня стать неким прообразом антивоенного движения. Упорством и честностью этих людей можно было бы восхищаться… если бы не их потрясающая наивность.
Возьмем, к примеру, заявление «Кампании солидарности против войны», которое появилось вскоре после московской «истории с заложниками». Авторы требуют немедленно начать переговоры с «избранными руководителями Чеченской республики». Примерно в том же духе выдержаны лозунги, выдвинутые оргкомитетом антивоенной акции в Москве 12 декабря 2002 г.: «Остановим войну в Чечне!… Война в Чечне – война против России! Разорвем порочный круг насилия! Переговоры – немедленно!».
Прежде всего, абстрактно-пацифистские ахи и охи насчет «порочного круга насилия» никому еще никогда не помогали. Невнятная фраза о «войне против России» вызывает еще большее недоумение: с каких пор государство и населяющий его простой народ – это одно и то же? Что же касается требования переговоров между российскими и чеченскими «законными» властями, то здесь уже остается либо издевательски смеяться, либо просто молча крутить пальцем у виска. Да ведь это все равно, что подойти к вооруженному бандиту из мафии и сказать ему: «Ай-я-яй, голубчик, нехорошо!». Помилуйте, «господа» пацифисты! Вы что же, всерьез надеетесь убедить власть имущие круги России и Чечни прекратить войну? Но ведь это именно они ее начали и ведут в своих собственных интересах. Они извлекают из этой войны все мыслимые и немыслимые выгоды! А тут приходите вы и принимаетесь уговаривать их «жить дружно». И на что, спрашивается, вы рассчитываете? На то, что совесть бессовестных перевесит их тугой кошелек и властолюбивое тщеславие?
Российские и чеченские власти преступны. Не только потому, что преступна любая власть, поскольку она держится на приказе, страхе и мертвящем повиновении, игнорируя человеческие жизни. Но еще и потому, что именно они раздули этот пожар. Они виновны. Они должны не разговаривать, а убираться вон!
Впрочем, не все глашатаи молчаливого антивоенного большинства столь наивны. В заявлении той же «кампании солидарности» содержится еще один лозунг: предоставить населению Чечни «право на самоопределение». В более ранних ее документах разъяснялось, что оно должно осуществляться посредством проведения референдума «под международным наблюдением». Здесь можно увидеть уже не наивность, а вполне определенную идеологию. Не случайно в манифесте нет ни слова о соучастии власть имущих Чечни в идущей войне (осуждаются лишь методы «бараевцев»). Авторы воззвания возлагают ответственность за конфликт на Кавказе исключительно на российский колониализм. И в их призывах слышатся весьма отчетливые отголоски пресловутого «права наций на самоопределение вплоть до отделение», да еще под «международным» (столь же империалистическим) «наблюдением». Что неудивительно, учитывая некогда ленинистские, а ныне социал-демократические взгляды большинства группы «Праксис» и газеты «Человечность», которые стоят за «кампанией». Мы считаем всякие разговоры о «правах наций» и национальных (а также всяких иных) государствах вредным бредом. Он идет на пользу исключительно имущим кастам «угнетенных наций», которые хотят освободиться от диктата других хозяев и стать единоличными и безраздельным господами над «собственным» населением. Для этого потенциальные повелители используют в качестве пушечного мяса своих будущих «подданных», называя это «национальными интересами» или «национально-освободительным движением». Люди обязаны верить, что лучший способ покончить с драконом – это завести своего собственного. Тем, кто не хочет, чтобы их сожрал маленький дракончик, мы напоминаем: нет никаких «общенациональных» интересов; есть интересы господ и имущих – и интересы эксплуатируемых простых людей. «Высшие» классы различных «наций» ведут войны, убивая рабов друг друга. Эксплуатируемым всех стран и народов остается отбросить демагогию о «национальном освобождении», осознать, что их враг – не по соседству, а наверху, и обратиться к борьбе за подлинное освобождение – социальное.
Война и мир
К сожалению, «национально-освободительная» отрава живуча. Она щедро течет из таких источников, как национализм, конформизм с его поисками «меньшего зла» и «главного врага», нежелание мыслить своей головой (что мешает людям представить себе мир без государственных «разборок»). И это особенно опасно сегодня, когда правители всех стран окончательно взбесились и сеют вокруг себя войны, как смертельную эпидемию чумы. Миллионы людей очень хотели бы их остановить, но – увы! Им не хватает умения понять, что же в действительности происходит, и они снова катятся по накатанным и привычным рельсам «национальных» шаблонов. Демонстранты по всему миру справедливо обличают агрессивные действия американских властей в Афганистане, планы атаки против Ирака, военно-репрессивные меры израильских властей. Но при этом мало кто отваживается говорить о другой стороне той же самой медали, о столь же бесчеловечных и преследующих такие же человеконенавистнические интересы нефтяных шейхах, исламистских фашистах, палестинских шовинистах или деспоте Саддаме Хуссейне. Что такое «солидарность с палестинским народом» или «солидарность с Ираком»? Поддержка национал-террористов и баасистской буржуазии? Что такое вообще, в данном случае, «палестинский народ» как целое? Что общего может быть между рабочим из Газы, оставшимся без работы и без куска хлеба в результате израильско-палестинской войны, – и Арафатом, одним из богатейших людей Палестины с его кликой и ордами боевиков, которые стремятся стать новыми господами над несчастной, измученной многодесятилетней бойней землей?
Пора перестать искать решения в духе привычной логики «наций» и «государств». Пора вспомнить о реальности: ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ ВОЙНЫ, НАДО УНИЧТОЖИТЬ ГОСПОДСТВО ЧЕЛОВЕКА НАД ЧЕЛОВЕКОМ, УНИЧТОЖИТЬ ВЛАСТЬ! Нельзя выбирать между чумой и холерой, между наглым империализмом «великой державы» и хищным властничеством местного царька, между транснациональным концерном и хватким «национальным» буржуйчиком. Есть лишь один способ прекратить войны – низвергнуть тех, кто их ведет, возглавляет и использует в своих целях с обеих сторон.
Этим и определяется наша позиция в отношении «чеченской войны». Молить властвующих преступников о мире бессмысленно и аморально. Добиться простого вывода российских войск было бы, вероятно, шагом вперед, хотя отнюдь не устранило бы ни причин конфликта, ни неизбежности новой войны. Но даже этого власти не «подарят» просто так, а заставить их поступить вопреки их собственным интересам у противников войны нет сил. Значит, что же, молча терпеть и дальше?
Конечно же, нет! Наш лозунг – это прямое сопротивление трудящихся классов против экономической и политической системы государства и капитала. И здесь каждый из нас может немалое сделать: не ходить в армию и уговаривать других не делать этого, всеми силами и возможностями мешать нормальной работе военной машины, промышленности и учреждений, работающих на войну, вести агитацию против милитаризма, национализма и власти, объединяться с другими людьми, думающими и действующими так же. Нужно искать таких единомышленников и на «чеченской» стороне, наладить сотрудничество с ними. Надо призывать российских солдат, чеченских бойцов и жителей к братанию и неповиновению приказам своих обезумевших начальников. А когда из таких «малых дел» разовьется движение снизу – тогда настанет время подумать и о следующем шаге: всеобщей стачке против войны вплоть до падения породившей ее системы.