В этом тексте отдельно рассматривается, как классовая борьба связанна с экологическим кризисом. Здесь не рассматриваются все остальные(многие!) причины, почему борьба рабочего класса должна вестись и поддерживаться.
Во-первых, мы должны признать, что глобальный капитализм приводит к разрушению окружающей среды.
Проблема уходит в далёкое докапиталистическое прошлое. Сочетание раннего разделения труда между мужчинами и женщинами с переходом к земледелию и последовавшее за этим образование постоянных поселений положило начало классовому делению и частному накоплению излишков. Для поддержания такого порядка потребовалось развитие государств с армиями, социальное угнетение и подавление, чтобы ослабить сопротивление изнутри, и идеологии, которые представляли всё это естественным и предопределённым. А поскольку плодородие почвы ухудшалось, и ресурсы истощались быстрее, чем восстанавливались естественным путём, расширение стало настоятельной необходимостью, что привело к покорению народов и земель и принудительной несправедливой торговле. Всё это переплеталось между собой и со временем превратилось в ещё более сложное переплетение и достигло своего апогея при позднем капитализме: всеохватывающего, всепоглощающего ужасного зрелища, которое представляет из себя наше теперешнее общественное устройство.
Экологический кризис, в частности, изменение климата, это наиболее неотложная проблема из тех, с которыми все мы сталкиваемся. Легко понять, что если наша планета не сможет поддерживать жизнь и дальше, то всем человеческим стремлениям, включая социальную справедливость, также резко настанет конец.
Но попытки разрешить экологический кризис «в лоб», не обращаясь к лежащим в основе структурным причинам, безусловно, провалятся. Прямые подходы (например, перекрытие трубопровода, чтобы не дать нефти из нефтеносных песков попасть на нефтеперерабатывающий завод) не могут ниспровергнуть общественно-экономическую систему, в которой добыча ресурсов является непреложной необходимостью. Капитал безжалостен, он обтекает любые препятствия, или пробивает их. На протяжении истории, он показал свою готовность и способность уничтожить всякого, включая целые народы, кто попытается сопротивляться.
Как показывает опыт, только один класс может бросить вызов капитализму и предложить ему альтернативу: рабочий класс. Причиной этому является не какое-то моральное превосходство, и не то, что он страдает сильнее других. В действительности, есть многие другие, кто полностью лишён каких либо средств для выживания, кто находится в гораздо более худшем положении, чем эксплуатируемые рабочие.
Причина, по которой именно рабочий класс наделён этой способностью, в том, что он занимает стратегическое положение. Рабочие самым непосредственным образом связанны с капиталом: они его создают. Даже сами капиталисты лишь управляют им и накапливают его, они делают это посредством эксплуатации рабочих при производстве товаров. Потребительские товары заключают в себе прибавочную стоимость в форме неоплаченного труда, наряду с природными материалами (на владение которыми капиталист претендует на основании закона или иными насильственными методами). Эта прибавочная стоимость, когда она извлекается в виде прибыли и повторно вводится в оборот, становится новым капиталом.
Капитализм работает за счёт эксплуатации, оплаты совокупному рабочему меньше суммарной стоимости его продукции (остальное становится прибылью). Поэтому, чтобы продать весь избыточный продукт, который не может быть потреблён с прибылью для капиталиста в рамках капиталистического общества, капитализму по своей структуре необходимо «распространяться или умереть». Проблема такой экономической модели в рамках ограниченной планеты очевидна.
Сейчас процесс находится на стадии, когда катастрофа неминуема, если только мы не предпримем решительных действий. Наша коллективная стратегия должна суметь разрушить всю глобальную матрицу общественных отношений—экономических, политических и идеологических структур и порядков (которые в конечном счёте все опираются на экономику, движущая сила здесь—производство).
Только если мы освободим общество от капитализма, появится какой-либо фундамент для реорганизации человеческой деятельности на других ценностных принципах, таких как биоцентризм и бесклассовое, взаимное сотрудничество. Раз уж мы поняли, что природу нельзя спасти в рамках системы, что систему невозможно реформировать или ограничить, возникает вопрос: как нам покончить с капитализмом? Как нам полностью изменить свой образ жизни, чтобы совокупность человеческих усилий больше не использовалась в погоне за личной выгодой (посредством производства прибавочной стоимости)?
Капиталисты не прекратят накопление капитала добровольно. Они не более чем мы могут избежать его структурных требований. Вместо этого они вынуждены сконцентрировать всю свою политическую мощь для сокрушения всякой угрозы их гегемонии. Если мы хотим обрести способность свергнуть их власть, мы должны организоваться как массовая, всемирная общественная сила. У нас только два варианта: всеобщее уничтожение или мировая революция.
Многие классы и социальные группы находятся под властью капитала, и заинтересованны в том, чтобы с ним покончить, а зачастую и горячо желают сделать это. Но большинство из них, даже если они сопротивляются проявлениям капитализма с чрезвычайной отвагой, не смогут раз и навсегда покончить с ним. Как показывает опыт, даже после свержения правительств, капитализм либо продолжал своё функционирование без перебоев, либо быстро восстанавливался. Это не моральная слабость, но врождённая структурная неспособность классов, которые возглавляли эту борьбу, обычно это различные фракции мелкой буржуазии(«среднего» класса). Это следует из их собственного императива экономического выживания при капитализме: постоянно бороться за повышение своего положения на рынке. Таким образом, они будут настаивать на равенстве, «горизонтализме» и честности (ценностях рынка), но всегда воздержатся от разрушения самого рынка. Вот почему большинство участников экологического движения (которые преимущественно принадлежат к среднему классу) отказываются переходить эту грань и поддержать уничтожение капитализма посредством революции, и будут неистово отвергать («Вы заходите слишком далеко!») тот факт, что это единственный способ спасти планету.
Единственный класс, который находится в принципиальном конфликте с капиталом — рабочий класс. Рабочие сталкиваются с капиталом каждый день в неразрешимом антагонистическом отношении эксплуатации. Освобождение их самих подразумевает прекращение эксплуатации—принудительного наёмного труда, частного присвоения (кражи) прибавочной стоимости, создаваемой при производстве товаров, что означает разрушение воспроизводства капитала в целом. Освобождая себя, рабочий класс может освободить все остальные классы и весь мир от власти капитализма.
Капитализм может победить только революция, возглавляемая рабочим классом. Вот почему все (все представители угнетёных классов), озабоченные спасением планеты, или прекращением угнетения и других ужасов, совершаемых и утверждаемых капитализмом, должны, помимо ослабления капитала своим сопротивлением его проявлениям и эффектам, также принимать, усиливать и поддерживать борьбу рабочего класса.
Стефани МакМиллан
Оригинал: Why Environmentalists Should Support Working Class
Перевод на русский Коллектив МПСТ