- Современный Китай - страна с гигантским рабочим классом, численность которого по некоторым данным превышает 200 миллионов человек (примерно половина всего населения Евросоюза). Это главный экономический партнер США, в Китай американцы вынесли едва ли не всю свою легкую промышленность, схожим образом поступила и часть европейских, японских, корейских и тайваньских компаний. Секрет прост: трудолюбивая китайская рабочая сила обходится бизнесу примерно в 40 раз дешевле, чем в США. При этом огромная часть производимой продукции предназначается для экспорта в те же США, Евросоюз, Японию, Корею и Тайвань. Транснациональный бизнес, благодаря симбиозу Америки и Китая, увеличил свои прибыли в разы. Китайцы получили рабочие места, но, одновременно, стали жертвами жестокой эксплуатации и социального неравенства (показатель неравенства - коэф. Джинни, в Китае примерно соответствует американскому).
- О положении китайского рабочего класса, в стране, назыающей себя «социалистической» и «народной» достаточно много говорят собственно китайские источники. Китайские рабочие часто вкалывают по 12 часов, техника безопасности при этом не соблюдаются, а фабричные уставы напоминают тюремные правила (1)
- Китайский рабочий класс, однако, оказался строптивым: по стране периодически прокатываются волны забастовок. Забастовки в большинстве случаев не контролируются профсоюзами, потому что бюрократические профсоюзы в Китае целиком подконтрольны государству и стачки не поддерживают. Поэтому забастовки устроены достаточно демократично и руководятся обычно выборными комитетами (можно сказать, рабочими советами), за которыми стоят массы рядовых работников. Это так называемые «дикие стачки» (wild-cat-strikes).
- …Вчера более 10 000 рабочих в Шэньчжэне и Гуанчжоу — двух лидирующих по объему экспорта центрах южной провинции Гуанчжоу — вышли на забастовку на прошлой неделе. Последний протест был зафиксирован во вторник на тайваньском компьютерном заводе в Шэньчжэне. У забастовок две центральные причины. Во-первых из-за кризиса в Европе и США сокращается экспорт, соответственно уменьшается число заказов, кроме того трудящимся запрещают работать сверхурочно. Во-вторых, сам Китай теперь, подобно Европе, страдает от переноса производств в зоны с более низкой оплатой труда. Производства переносят в соседний Вьетнам, где рабочая сила, по данным МВФ, в 1,5 раза дешевле, или в более бедные провинции Китая.
- Тем не менее, китайская экономика демонстриует пока великолепные показатели роста, 9% в год, а может быть и несколько выше. По расчетам китайских экономистов и социологов, революция в Китае может начаться только при уровне роста ниже 6%: в этом случае исчезнет возможность обеспечить работой беспредельные потоки мигрантов из китайской деревни. С другой стороны, в мире сегодня подходящий для революций политический климат: в Китае тоже диктатура, как в Египте и Сирии, китайцы точно так же страдают от неолиберальных реформ, как арабы, и, к тому же, они смотрят новости, где показывают Тахрир и оккупацию Уолл-Стрит. Правда, попытки местных диссидентов начать «жасминовую революцию» через социальные сети пока ни к чему не привели. Но, теоретически, в современных условиях, любая крупная стачка в Китае может превратиться в рабочую революцию.