В Греции не прекращаются протесты, вызванные убийством 15-летнего подростка. Он был застрелен полицейским. Участники выступлений поджигают офисы правящей партии, банки, супермаркеты, нападают на полицию…
Фактически то, что происходит сейчас в этой стране, имеет двойной смысл.
Во-первых это выступления против ментовского беспредела, в авангарде которых идут анархисты. Они уже добились отстранения и ареста полицейских, виновных в убийстве и отставки министра вн. дел.
Во-вторых — это реакция на кризис. Дело в том, что в выступлениях участвуют уже не только анархисты и не только студенты. К ним примкнули другие категории населения. Появились сообщения об участии в восстании рабочих-мигрантов. Они протестуют против ментовского беспредела и отказа государственных ведомств от выдачи виз. Одновременно сообщается о намерении профсоюза преподавателей начать забастовку. Собираются бастовать и многие другие категории трудящихся.
Не хотелось бы делать пессимистические прогнозы, когда движение находится в самом разгаре. И все же…
Проблема греческих анархо-коммунистов и анти-авторитариев в том, что это, главным образом, радикальная молодежная, студенческая субкультура. Обычно, когда люди заканчивают университеты, они отходят от движения.
У греческих анархистов нет своей сетевой структуры, завязанной на жилищные проблемы, в городских кварталах, и, тем более, нет структур на предприятиях. Они вообще почти не представлены среди взрослого населения Греции, может быть за небольшим исключением.
База анархистов — университеты. Здесь они довольно сильны, еще и потому, что в Греции университеты пользуются автономией: полиции запрещено туда входить. В университетах анархисты способны проводить оккупации и мобилизации, делать оттуда вылазки, а когда требуется, отходить на свои базы. Но сила анархистов есть обратная сторона их слабости. Они не имеют глубоких корней в обществе и вряд ли смогут придать более широкому социальному движению радикальные и либертарные импульсы. Хотя, не стоит недооценивать «пропаганду действием».
Проблемы греческих анархистов не уникальны. Вероятно, большинство анархистов в современном мире — участники радикальной молодежной субкультуры и студенты. Движение, чаще всего, не имеет влияния на широкие социальные слои, так как по мере выхода из указанной среды и возраста, люди перестают быть анархистами, а оставаясь в ней, серьезного влияния на общество оказать не могут, в силу замкнутости в своей среде, пассивности общества, молодости и специфичности субкультуры…
Однако, греческие анархисты сильнее анархистов многих других стран. У них есть не только эффективный «моб», но и собственные культурные центры, появились недавно и небольшие рабочие союзы.
Быть может, в Греции сейчас создаются условия для выхода анархистов из маргинального гетто? Поживем — увидим.
Ниже еще много видео