Пикалево — это город-завод. Сразу после войны он формировался около вновь отстроенного цементного завода, а в 1959 году заработал Пикалевский глиноземный, который и стал основным градообразующим предприятиям. Завод этот был уникальным: он реализовывал оригинальные безотходные технологии с использованием нефелинового концентрата. Нефелин, являющийся отходом при переработке апатито-нефелиновых руд в удобрения на Кольском полуострове, использовался для производства глинозема, из которого, в свою очередь, получали стратегический металл алюминий. Побочные продукты при производстве глинозема тоже пошли в дело белитовый шлам перерабатывался в цемент, а карбонатные растворы служили сырьем для содо-поташного производства. Город быстро и успешно развивался. Не без участия завода строились жилые дома, школы, детские сады, больница, магазины, Дом культуры, кинотеатр (ныне церковь!). До сих пор единственная в Пикалево ТЭЦ находится на балансе ПГЗ. На его же средства был построен 50-метровый плавательный бассейн «Дельфин», в котором прошли 7 чемпионатов СССР, 3 чемпионата России, установлен 51 мировой и европейский рекорд.
Положение начало меняться в 90-х. Акционирование и приватизация предприятия трудовым коллективом, скупка в 1994 году акций Севзаппромом, распродажа в 2003 году глиноземного завода (теперь уже комбината) по частям. Таким образом глиноземный завод достался СУАЛу, цементный превратился в «Пикалевский цемент» (холдинг «Евроцемент»), содовый — в «Метахим» (дочка «Севзаппром»). Однако и при таком раскладе единую технологическую цепочку удалось сохранять до 2007 года. Весной того памятного года СУАЛ слился с РУСАЛом и было объявлено о предстоящем перепрофилировании глиноземного производства на цементное (отсюда «Базэлцемент-Пикалево»), поскольку новый собственник не смог договориться о приемлемых ценах на нефелиновый концентрат с «ФосАгро». Перепрофилирование началось весной 2008 с закрытия 4 печей.
В результате этого без сырья остались «Пикалевский цемент» и «Метахим». Кое-как протянув до зимы, они остановили основное производство в начале 2009. При этом на «Пикалевском цементе» было уволено 740 рабочих из 1100, на «Метахиме» пока 60 из 300 (хотя 17 февраля руководство предприятия «Метахим» объявило о сокращении всех своих сотрудников).
Стоит с нового года и «Базелцемент». 400 человек из 3000 уволены. Остальные, за исключением служб обеспечения жизнедеятельности предприятия, в вынужденном простое. Причем выдача зарплаты постоянно задерживается, сейчас люди получают 2/3 средней заработной платы за март, и лишь некоторые за апрель. Ликвидирована вся социалка, на грани закрытия столовая и профилакторий, сняты с баланса детские лагеря…
Таким образом, трудоспособное население целого города находится в подвешенном состоянии. Все градообразующие предприятия закрыты. 10 процентов безработных, к осени ожидается вдвое больше. Таков результат функционирования рынка, в «эффективности» которого нас уверяют последние лет двадцать. Раздробление единого хозяйственного комплекса и растаскивание его по разным собственникам ни к чему другому привести не могло, а экономический кризис лишь усугубил положение.
С осени прошлого года, с начала волны сокращений, начались протестные акции.
8 ноября 4000 тысячи жителей 20-ти тысячного города вышли на митинг протеста против грядущей остановки предприятий и увольнений.
14 февраля прошел еще один 4-тысячный митинг против закрытия заводов. Многие работники пришли с семьями, в том числе, детьми. Участники митинга постановили обратиться к Председателю Правительства В.Путину с требованием дать соответствующую оценку действиям акционеров и бездействию властных структур, приведших к созданию катастрофической ситуации в городе Пикалево.
1 апреля властями Пикалево отменена демонстрация рабочих.
12 апреля не разрешен пикет на железнодорожной станции Пикалево-1.
15 апреля в Питере прошел митинг протеста рабочих города Пикалево, в котором приняло участие более 300 человек: рабочие пикалевских заводов, представители 42 профсоюзных организаций Ленинградской области, Петербурга и других регионов. Цель митинга ясно читалась на плакатах и транспарантах: «Базэл» — убийца рабочих!», «Дерипаска!, Облажался — уходи!», «Хватит обманывать народ России», «Правительство, жители Пикалево надеялись на Вас+», «Политика «Базэла» — и есть кризис!», «Рабочий — не вещь, аренде не подлежит», «Уволена мама, уволен отец — пикалевским детишкам приходит конец» и другие.
Звучали на митинге призывы национализировать предприятия, увольняющие рабочих: собственнику «Базэл-цемента» Олегу Дерипаске предложили «поступить по-мужски»: либо восстановить работу предприятий, либо уйти и передать предприятие государству. В резолюции были изложены требования к акционерам БазэлЦемент — Пикалево и Метахим немедленно отменить приказы о массовых сокращениях персонала и возобновить производство, к комитету Госдумы по труду и социальной политике и губернатору Ленобласти Сердюкову — «при невыполнении требований о возобновлении производства до 20 апреля приступить к ускоренному инициированию процедуры банкротства предприятий или их национализации».
1 мая в Пикалево прошла демонстрация рабочих под лозунгами: «Дерипаска! Продай яхту, купи нефелин», «Голодные дети Россия без будущего», «Мы хотим жить и работать в своем городе», «Политика Дерипаски и есть кризис».
Несмотря на эти протесты, власти толком так и ничего не сделали для исправления ситуации.
17 февраля ФАС издала предписание Базэлцементу организовать до 1 мая 2009 года торги по продаже имущества ПГЗ, либо до 15 мая восстановить поставки сырья на «Евроцемент» и «Метахим», но Базэлцемент выполнять это распоряжение отказался и стал его опротестовывать.
С середины апреля на сырье из Брянска возобновил работу «Пикалевский цемент», правда, на нем задействованы только 240 человек по 3-х месячным контрактам . Увольнения 1000 рабочих с «Базелцемента», запланированные на апрель, перенесены на июнь-июль. Больше никаких подвижек нет.
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал распоряжение о выделении 1 млн. рублей для оказания материальной поддержки в размере 4400 рублей жителям Пикалево, оказавшимся в трудной ситуации, но эти копейки, разумеется, ничего не решат, к тому же их хватит лишь на 200 человек.
Власти предлагают рабочим трудоустраиваться на работу в Сосновом Бору на зарплату 2000 рублей(!), что выглядит как откровенное издевательство. Не многим лучше и другой предлагаемый рабочим вариант — работа в Тихвине на зарплату в 5-7 тыс. Переезд с семьей или даже просто езда на такую работу просто не могут окупиться.
Видно, что власти так до сих пор и не предприняли реальных мер для спасения заводов, ограничиваясь «косметическими» мерами и увещеваниями собственников.
Так что спасти город, а вместе с ним и свою будущность, без рабочей инициативы не удастся. Только коллективные действия по защите своего права на труд в своем городе на своих заводах имеют смысл. Только они заставят считаться не только с собственниками заводов, но и с теми, кто работает на них.