Кто мог представить, что в 2009 году правительства мира объявят новую Войну против Пиратов? В то время, как вы это читаете, Королевский Флот Великобритании — при поддержке кораблей свыше двух дюжин стран, от США до Китая — входит в воды Сомали, чтобы взяться за людей, которых мы всё ещё представляем в виде злодеев с попугаем на плече. Скоро они будут бороться с сомалийскими судами и даже преследовать пиратов на суше, в одной из наиболее разорённых стран на земле. Но за всей весёлой странностью этой истории стоит нерассказанный постыдный факт. У людей, которых наши правительства называют «одной из величайших угроз нашего времени» есть выдающаяся история — и справедливость, в какой-то степени, всё же на их стороне
Пираты никогда не были в действительности такими, какими мы их себе представляем. В «золотой век пиратства» — с 1650 до 1730 — общее представление о пирате, как о бесчувственном диком воре, которое держится до сих пор, было создано правительством Британии с помощью долгого подъёма пропаганды. Многие простые люди верили, что это ложь: пиратов часто спасали из виселиц при поддержке толпы. Почему? Что они видели такого, чего не видели мы? В своей книге Злодеи Всех Наций историк Маркус Редикер рассматривает свидетельства, чтобы выяснить это. Если вы становитесь матросом торгового флота, тогда — выдернутый из доков лондонского Ист-Энда, молодым и голодным — вы окажетесь в плавающем деревянном аду. Вам придётся все время работать на тесном, полуголодном корабле, и если вы расслабитесь на секунду, всемогущий капитан высечет вас плёткой-девятихвосткой. Если вы расслабитесь ещё раз, вас могут выбросить за борт. И по окончании месяцев, или лет всего этого, вас зачастую обманут с зарплатой.
Пираты были первыми людьми, которые взбунтовались против этого мира. Они подняли мятеж против своих капитанов-тиранов — и создали другой метод работы в море. Как только они получали корабль, пираты избирали своих капитанов и принимали все свои решения коллективно. Они распределяли свои дары как сказал Редикер, в соответствии с «одной из наиболее утопических схем распределения ресурсов, которую только можно было найти где-либо в восемнадцатом веке.» Они даже принимали беглых африканских рабов и жили с ними вместе на равных. Пираты показали «совершенно очевидно — и разрушительно — что корабли не должны управляться бесчеловечными и деспотическими методами торговой службы и Королевского флота.» Вот почему они были популярны, несмотря на то, что являлись непродуктивными ворами.
Слова одного из пиратов той забытой эпохи — молодого британца по имени Вильям Скотт — должны отразиться в этой новой эпохе пиратства. Передтем, как быть повешенным в Чарлстоне, Южная Калифорния, он сказал: «То, что я делал, я делал для того, чтобы спастись от гибели. Я был вынужден стать пиратом, чтобы жить.» В 1991, правительство Сомали — что в Африканском Роге — развалилось. Его 9-миллионный народ с тех пор балансирует на грани голода — и многие из безобразнейших сил в Западном мире увидели в этом величайшую благоприятную возможность для того, чтобы воровать запасы продовольствия страны и сбрасывать наши ядерные отходы в её воды.
Да: ядерные отходы. Как только правительство ушло, таинственные европейские корабли стали появляться у побережья Сомали, сбрасывая многочисленные бочки в океан. Прибрежное население стало заболевать. Сперва они страдали от странной сыпи, тошноты и появления младенцев с уродствами. Затем, после цунами 2005 года, сотни сброшенных и давших течь бочек были выброшены на берег. Люди стали страдать от лучевой болезни, и свыше 300 умерло. Ахмеду Оулд-Абдалла, посланник ООН в Сомали, сообщил мне: «Кто-то сбрасывает сюда ядерные материалы. Кроме того, сбрасывается свинец и тяжёлые металлы, такие как кадмий и ртуть — что угодно.» Происхождение большей части из них — это европейские госпитали и заводы, которые, похоже, передают их итальянской мафии, чтобы «убрать» их по-дешёвке. Когда я спросил Оулд-Абдалла, что Европейские правительства предприняли в связи с этим, он ответил со вздохом: «Ничего. Не было произведено ни очистки, ни компенсаций, ни предотвращения.»
В тоже время, европейские корабли добывали в водах Сомали его ценнейший ресурс: морепродукты. Мы уничтожили свои собственные запасы рыбы чрезмерной добычей — и теперь мы перешли к их запасам. Ежегодно из незащищённых вод Сомали многочисленными незаконными траулерами добываются тунец, креветки, омары и другие морские виды на сумму свыше 300 миллионов долларов. Местные рыбаки внезапно лишились своих средств к жизни, и они голодают. Мохаммед Хуссейн, рыбак из города Марка, что в 100 км. южнее Могадишу, сообщил Рейтерс: «Если ничего не предпринять, скоро в наших прибрежных водах не останется рыбы.»
Это и есть среда, в которой появились люди, которых мы называем «пиратами». Все соглашаются с тем, что они были обычными сомалийскими рыбаками, которые сперва использовали быстроходные катера, чтобы попытаться разубедить владельцев свальщиков и морских траулеров, или по крайней мере, получать с них «налог». Они называют себя Добровольная Береговая Охрана Сомали — и не трудно увидеть, почему. В сюрреалистичном телефонном интервью, один из лидеров пиратов, Сугуле Али сказал, что их мотивом было «прекратить нелегальную ловлю рыбы и сброс отходов в наши воды… Мы не считаем себя морскими бандитами. Мы считаем морскими бандитами тех, кто незаконно ловит рыбу и сбрасывает отходы в наше море, и перевозит оружие в нашем море.» Вильям Скотт понял бы эти слова.
Нет, это не даёт оправдание взятию заложников, некоторые, безусловно, являются простыми гангстерами — особенно те, кто останавливает с целью грабежа поставки Мировой Продовольственной Программы. Но «пираты» имеют огромную поддержку среди местного населения обоснованно. Независимый новостной сайт Сомали WardherNews провёл лучшее исследование, которое нам доступно, по поводу того, что думают рядовые жители Сомали — и обнаружил у 70 процентов респондентов ответ «одобряю пиратство, как форму национальной обороны территориальных вод страны.» В ходе войны за независимость в Америке, Джордж Вашингтон и отцы-основатели Америки платили пиратам за защиту территориальных вод Америки, поскольку у них не было ни флота, ни своей береговой охраны. Большинство американцев поддерживали их. Разве это не похоже?
Или мы ожидали, что голодающие сомалийцы будут пассивно стоять на своих берегах, бултыхаясь в наших ядерных отходах, и смотреть, как мы будем воровать их рыбу, чтобы есть её в ресторанах Лондона, Парижа и Рима? Мы не участвуем в этих преступлениях — но когда кто-то из рыбаков отвечает разрушением транзитного коридора для 20 процентов мировых поставок нефти, мы начинаем пронзительно кричать о «зле.» Если мы действительно хотим иметь дело с пиратством, мы должны остановить его основную причину — наши преступления — прежде чем посылать боевые суда для искоренения сомалийских преступников.
История войны с пиратством 2009 года была лучше всего резюмирована другим пиратом, жившим и умершим в четвёртом веке до Рождества Христова. Он был пойман и отправлен к Александру Великому, который потребовал узнать, «чего он намеревался достичь путём удержания контроля над морем.» Пират улыбнулся, и ответил: «Того же, чего и вы намереваетесь достичь путём захвата всей земли; но поскольку я делаю это на небольшом корабле, меня называют разбойником, в то время как вас, совершающего это с помощью огромного флота, называют императором.» Вот и теперь наши великие имперские флотилии отправляются в плавание — но кто разбойник?
Йоханн Хари (Johann Hari)
Huffington Post
оригинал: http://www.huffingtonpost.com/johann-hari/you-are-being-lied-to-abo_b_155147.html