Представляем вашему вниманию репортаж о шестинедельной забастовке на Impala Platinum, крупнейшем в мире платиновом руднике, вместе с хронологией событий и немного информации по истории вопроса.
Дикая стачка на Рустенберге, крупнейшем в мире платиновом руднике, завершилась. Производство возобновилось в понедельник, 5 марта. Горняки не получили ничего кроме горького опыта, а 20000 из их числа остались безработными. Тем не менее, этот опыт делает маловероятным, что начальники через своих марионеток из НПГ(Национального Профсоюза Горняков) смогут вызывать оцепенение у рабочих платиновой отрасли в будущем.На момент написания данной статьи, LLJ всё ещё пытался связаться с товарищами в этом регионе, чтобы более детально изучить предысторию и подробности каждого дня забастовки. Есть надежда, что я смогу собрать достаточно ресурсов для проведения этого исследования и опубликовать отчёт в течении пары месяцев. Несомненно, учитывая что условия, вызвавшие взрыв гнева, остаются неизменными (если только не созрело что-либо более горячее), мы видели последнее из подобных потрясений.
Наблюдается общая тенденция к более продолжительным и напряжённым забастовкам в ЮАР, как было подробно рассказано в недавнем докладе Девальлда ван Ренсбурга, Положение профсоюзов. Противоречия товарной экономики, особенно свирепствующие в этой стране, продолжают разъедать ложное единство, вызываемое в воображении всякими паразитическими жуликами нашего общества. Буржуазные СМИ, например, поголовно докладывают о том, что забастовка обошлась в 2,5 миллиарда рандов. Несчастный хозяин, которому потеря прибыли нанесла урон, всецело изображается как жертва. Сумма потерянных зарплат 17.000 горняков, конечно же, не заслуживает упоминания. Нехитрая школьная арифметика даёт сумму зарплат, которые они сейчас получают (как сообщается, примерно 3500 рандов в месяц), меньше 75 миллионов рандов. Если бы они добились того 300%-го увеличения зарплаты, которого они требовали, это были бы 290 миллионов рандов. Даже если бы зарплата рабочих утроилась, начальники всё ещё получали бы свыше двух миллиардов рандов прибыли.
Перед лицом такой неприкрытой эксплуатации, не удивительно, что пролетариат становится всё более воинственным. В прошлом году Южноафриканская Палата Торговли и Промышленности «выразила озабоченность насилием, порчей имущества и угрозами, имевшими место в ходе забастовок в ЮАР.» Отчаяние участников классовой войны снова всплывает на поверхность. Одним из противоречий текущего периода подъёма является тенденция сдерживания их воинственности профсоюзами. Забастовка работников охраны 2006-го, например, хоть и привела к бунту в деловом районе в центре, всецело сдерживалась профсоюзами, которые делали всё возможное, чтобы предотвратить случившийся бунт, и предательски осудили действия своих членов пост-фактум. Бескомпромиссное непринятие горняков в ходе этой стачки, самоорганизация их действий и солидарность масс и наиболее боевой части (бурильщиков) создают совокупность достойных подражания действий, которые могут принести пользу в будущих сражениях.
Хроника забастовки:
12 января: операторы бурильных машин (ОБМ) отказались работать в 14-м стволе рудника Impala в Рустенберге. Они потребовали, чтобы спор регулировался без участия Национального Профсоюза Горняков (НПГ).
18 января: ОБМ начинают вторую незаконную остановку работы, вновь требуя повышения зарплаты и настаивают на том, что не будут иметь дела с НПГ.
20 января: ОБМ продолжают забастовку без поддержки. Менеджмент Implat устраивает собрание между представителями ОБМ и комитетом отделения НПГ. Делегация, представляющая ОБМ уходит с собрания. Менеджмент издаёт запрет, объявляя остановку работы незаконной и незащищённой.
24 января: ОБМ, которые участвовали в незаконной стачке, уволены, но им дали возможность подать заявления о восстановлении на работе 27 января.
30 января: забастовка обострилась, и большинство рабочих отказались явиться на службу. Менеджмент издаёт ещё один запрет, объявляющий вторую забастовку незаконной и незащищённой.
1 февраля: все 17 тысяч рабочих уволены.
16 февраля: один человек убит, женщина-полицейский и несколько гражданских ранены. Где-то во время столкновений, подожжён местный полицейский участок (точная дата неизвестна).
16 февраля: генеральный директор Implats, Дэвид Браун, публикует промежуточные итоги, с ростом первичной прибыли на 67,8%.
17 февраля: встречаются Implats и НПГ.
19 февраля: восстановление на работе, похоже, идёт согласно графику, 7762 человека официально вернулись к работе.
20 февраля: бойцы SAPS противостоят группе из 150 демонстрантов рано утром. Следует конфронтация. Два бывших работника и один действующий получают травмы, а третий уволенный рабочий убит.
21 февраля: генеральный секретарь Конгресса Южно-Африканских Профсоюзов Зуэлинзима Вави обращается к рабочим, говоря им вернуться в рудники; горняки крикнули в ответ, что они не пойдут. Около 8368 рабочих восстановились, 1074 из них ОБМ. Общий личный состав рудника теперь — 24168 рабочих.
22 февраля: сожжён зал заседаний совета директоров Impala Platinum.
24 февраля: один человек убит, на шестерых совершены нападения.
5 марта: 15 тысяч горняков, восстановленные на прежних условиях работы, возобновили работу на руднике.
Оригинал (английский): Report on the recent South African miner’s strike