18 июня в Воронеже прошел митинг против добычи никеля (подробнее о проблеме http://mpst.org/novosti/dobyicha-nikelya-v-voronezhskoy-oblasti-okkupatsiya-v-deystvii). Присутствовало где-то около 1000 человек. Мы (участники МПСТ-Воронеж) также посетили митинг и распространили на нем 200 листовок, отражающих нашу позицию.
На наш взгляд публичные мероприятия, мобилизующие людей на борьбу, безусловно, нужны, но каждый участник протестов должен понимать, что если дело ограничится одними лишь митингами, то ни власти, ни капиталисты ни за что не откажутся от тех гигантских прибылей, которые им принесет проект добычи никеля. У многих, кто выходил на улицы за «честные» выборы (выборы по определению не могут быть честными, так как на них нам предлагается в обязательном порядке делегировать власть узкой группе лиц, тогда как в справедливом обществе власть должна осуществляться непосредственно всеми членами этого общества через общие собрания по месту жительства и работы) и/или против Путина, тоже была иллюзия, что их многочисленность заставит власти отступить. Но что мы видим? Путин на месте и «честных» выборов тоже никто пока не видел, более того, власти ужесточили закон о митингах, за нарушение которого как реальное, так и надуманное, теперь можно заплатить до 300 000 рублей. Но дело обстоит так не только с Путиным и “честными” выборами, но и, скажем, с Химкинском лесом, который, несмотря на серьезные мирные и даже не мирные протесты от перегораживания дороги технике до уничтожения этой самой техники и атаки на здание администрации Химок, все равно продолжают вырубать. Как и в случае с добычей никеля речь в этом деле идет о большом федеральном проекте (новая трасса Москва-Санкт-Петербург), следовательно, чтобы в итоге победить, жителям Воронежской области придется действовать еще более решительно и радикально, чем участникам протестов в Химках.
Но что же мы слышали с трибуны на митинге? Очень многие говорили о необходимости бороться за организацию референдума по вопросу разработки никелевых месторождений в Воронежской области. Видимо, это такой демократический фетиш даже в явно авторитарном государстве, власть в котором целиком и полностью сращена с крупным капиталом, как раз в интересах которого начать эти разработки (впрочем, и в «правильных» демократиях это так, но там власть, когда есть возможность, действует более тонко и хитро), хотеть осуществить честный референдум (по аналогии с «честными» выборами, которых так никто и не дождался). На прошлом митинге даже депутат от КПРФ заявил, что это невозможно. Я же добавлю: в нашем случае властям проще всего вообще отказать в его проведении. И это уже было сделано на уровне Воронежской областной думы и Воронежского областного суда, которые отослали активистов на федеральный уровень. Что будет там, догадаться нетрудно. Но, тем не менее, слово “референдум” в речах ораторов звучало практически постоянно, и тем самым они настойчиво уводили людей от мыслей об иных более эффективных решениях. Хотя, впрочем, один из выступающих упомянул о том, что жители села Елань-Колено не позволили рабочим, приехавшим ремонтировать трубу от (если я не ошибаюсь) какого-то аммиачного производства, копать землю, так как решили, что это связано не с этим производством, а с добычей никеля. Если это правда, то всем участникам протестов стоит брать пример с этих жителей (если неправда, то все равно стоит). Кроме того, с трибуны прозвучала идея и о том, что можно занять территорию, на которой планируется разработка месторождений, и тем самым воспрепятствовать ей. Ну и, конечно, есть надежда на то, что массовое протестное движение в своем составе имеет и радикальные элементы, которых как раз благодаря массовости может набраться достаточно, для того чтобы при обострении обстановки (скорее всего с началом разведывательных работ и строительства) действовать более радикально и убедить в необходимости таких действий многих других, тех, кто менее решителен. Только это сможет спасти реку Хопер, заповедник и жителей области. Ни «добрая воля» власти, ни референдумы не помогут. “Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой”. Эта строчка из известной революционной песни была, есть и будет актуальна всегда.
Партизан Иван