Если Вам надоела мизерная зарплата, унижения на работе, хамство начальника и постоянные угрозы увольнения и вы хотите действовать, попробуйте сформировать группу из решительных людей. Поговорите с вашими друзьями, с теми, кому Вы доверяете, прикиньте свои возможности.
Официальный зарегистрированный профсоюз вам не поможет. Если вы еще не в курсе — многие чиновники профсоюзов связаны с начальством и не хотят с ним ссориться. Другие могут сочувствовать рабочим, но из-за своей засвеченности мало чем смогут помочь. Для организации борьбы они не нужны. Так, мощная забастовка на Ясногорском машиностроительном заводе ЯМЗ в 1998 г. была полностью подготовлена группой из 10-20 работников, близко знавших друг друга и полностью друг другу доверявших, а не профкомом. Всего бастовало около 1000 человек в течение полугода.
Активисты, что готовят стачку, не должны привлекать к себе внимание начальства. Группа (подпольный рабочий союз) действует анонимно, в тайне от начальства, соблюдает меры предосторожности. Поговорите со своими друзьями, с теми, кому вы доверяете. Договоритесь о том, как будете действовать. В нужный момент, например перед началом смены, вместе обратитесь ко всем остальным рабочим с призывом не приступать к работе. Если дело пойдет, нужно будет провести собрание, которое сформулирует основные требования к начальству, и выбрать стачком, чтобы он координировал ход стачки.
Забастовка должна быть неожиданной для начальства. Самое глупое, что можно сделать, это заранее уведомить начальство о стачке или угрожать ему стачкой. Начальники заранее примут надлежащие меры, а тех, кто бросает пустые угрозы, — уволят.
Забастовку лучше всего начинать в самый неудобный и неподходящий для начальства момент (сорвать важный заказ или ту работу, прекращение которой влечет остановку соседних участков).
Нужно, чтобы другие подразделения (цехи) видели стачку. Необходимо пробовать убедить их поддержать ее. Чем больше участников забастовки и чем больше подразделений в нее вовлечено, тем больше вероятность успеха. Нужно согласовать требования с рабочими других подразделений (цехов), которые захотят присоединиться к стачке. Это жизненно важно. Иногда рабочие думают: ‘выбить из начальства зарплату для своего подразделения (цеха) проще, чем для всего трудового коллектива компании, да и какое нам дело до других подразделений’. Но практика показывает, что все как раз наоборот: чем больше участников забастовки, тем больше страх работодателя, тем больше шансы рабочих добиться выполнения своих требований. Если действовать по принципу ‘я помогу тебе сегодня, а ты мне завтра’, можно добиться успеха. Если действовать по принципу ‘каждый сам за себя’, то шансов гораздо меньше.
Весь ход стачки должен контролироваться собранием рабочих — участников забастовки. Наиболее важные решения должно принимать только общее собрание. Нужно выбрать забастовочный комитет (совет), чтобы он координировал ход забастовки. Но помните, что собрание никогда не должно выпускать из своих рук право принимать решения по всем основным вопросам. Отдельных рабочих — делегатов стачкома — легко запугать, пригрозив им увольнением, или подкупить, поэтому они могут принять решения в пользу начальства. А это невыгодно всем остальным. Если делегаты не выполняют указания собрания, замените их на других.
Пусть начальство ведет переговоры с общим собранием! Или же, пусть представители рабочих отчитываются о своих переговорах, а собрание решает, одобряет оно их действия или нет. Если нет, пусть собрание их отзовет и заменит.
Пока рабочие вместе, они сильны. Каждого по одиночке начальство раздавит. Во время забастовки в СМУ-8 в Москве в 1999 г. директор потребовал: ‘пусть скажут, кто у Вас главный, я с ним буду говорить’. Рабочие (111 человек) ответили: ‘главного у нас нет, будешь говорить со всеми’. В итоге после стачки, длившейся неделю, никого не уволили. Когда же, впоследствии, после окончания забастовки, рабочие стали просить одного активиста заняться их делами, поговорить с начальством и сходить в суд с жалобой на произвол администрации, он ответил: ‘За других действовать не стану. Я не ваш вождь.’ Это было мудрое решение. В одиночку он бы ничего не добился, от судов, как правило, нет никакой пользы, только ко всему его бы еще и уволили.
Мелкие и средние начальники ничем не лучше начальников больших. Нечего их слушать. Нельзя им доверять. Все они часть одного целого, одной команды. Чтобы выиграть, нужно говорить с ними с позиции силы.
Начальники не должны присутствовать при обсуждении рабочими выдвигаемых условий, при обсуждении хода забастовки и т.д. Начальство приглашают на переговоры, когда рабочими уже согласована, принята и заявлена своя позиция. Если в ходе переговоров у рабочих возникли колебания, нужно на время прогнать начальников или, на худой конец, отойти в сторону и все обсудить, а потом снова вернуться к переговорам.
Начальники будут просить ‘войти в их положение’, ‘понять их проблемы’. Нельзя поддаваться на эту уловку. Все начальники — сволочи! Они грабят, обманывают, обсчитывают, унижают и увольняют нас. Они никогда не входят в наше положение. Зачем же мы будем входить в их положение? Кто же входит в положение врага?
Знайте: законы пишут буржуи или купленные буржуями депутаты. И законы эти пишутся в интересах буржуев и начальников. Кроме того, последние нарушают законы, когда хотят и как хотят. Не надейтесь, что законы, суды и т.п. вас защитят.
Что еще можно сделать во время забастовки, кроме самой забастовки?
Известно, что российские пенсионеры, перегородившие дороги, добились восстановления значительной части своих льгот. Посмотрите на Францию, Испанию. Там рабочие иногда добиваются своих целей в ходе захватов предприятий. Делайте выводы.
После забастовки не пишите никаких объяснений, с начальством в одиночку ничего не обсуждайте, говорите с ним только на людях. Не позволяйте себя унижать и запугивать. И помните: всякий сговор с врагом — это предательство.
Во время или после забастовки могут приехать представители различных политических партий, депутаты, чиновники мэрии. Они пообещают помощь, начнут уговаривать рабочих проявить гибкость на переговорах, или предложат вступить в свои партии. Потом на ТВ они будут представлять дело так, как будто движение организовано ими. Никогда не верьте политикам, что бы они ни говорили. Все политические партии, депутаты, чиновники и т.д. — начальники, или хотят стать большими начальниками. Для них бастующие работники — пушечное мясо, повод для саморекламы, средство для ведения избирательной компании. Не верьте партиям, не верьте чиновникам, не верьте депутатам. Все начальники — сволочи!
Не общайтесь с журналистами, не показывайте ваши лица телекамерам. Не давайте им никаких интервью. Все сказанное вами они, скорее всего, переврут и исказят. Вам они не помогут, потому что почти все они работают на чиновников и буржуев. Но ваши лица, попав на ‘большой экран’, станут уликой против вас, наводкой для начальника, бандита и мента. Помните: почти все журналисты — профессиональные дезинформаторы. Это верные слуги олигархов и чиновников. Что им начальники говорят писать, то они, журналисты, и пишут. Не светитесь перед телекамерами, а при их появлении закрывайте лица.
Возвращайтесь на работу, в случае, если начальство выполнит все требования, и ждите удобного момента для новой забастовки, чтобы выбить из начальства новые уступки.
Легально, через суд или иные административные органы обычно ничего добиться нельзя. Любая крупная компания имеет достаточный административный ресурс, чтобы выиграть судебный процесс. Еще раз — все действующие законы написаны буржуями и начальниками, и служат их интересам. Нас в большинстве случаев не защищают бумажки, коллективные договора, суды. Если бы в суде можно было доказать рабочую правду, если бы работников защищали коллективные договора, все трудящиеся уже давно жили бы иначе, чем живут. Даже если мы научимся использовать тот или иной закон в своих интересах, власть его со временем просто отменит.
Бизнес имеет власть, связи. Он понимает только один язык, язык силы. А сила в наших руках до тех пор, пока начальники не вычислили и не уволили активных людей. Поэтому, пусть группа, подготовившая стачку, и те, кто захочет к ней присоединиться, действуют тайно от начальства. Сохраняйте и расширяйте связи в трудовом коллективе, ищите людей, на которых можно положиться. Следующая стачка станет успешной лишь, если она будет неожиданна для начальства.