Чем больше мы знаем, как устроен мир, как действуют законы физики, химии, как функционирует организм человека и других животных, как формируются человеческое общество, по каким законам и как оно развивается, каковы возможности людей повлиять на это развитие, тем больше у нас возможностей быть независимыми самостоятельно мыслящими личностями: не участвовать в войнах, которые нужны только кучке политиков и буржуев, не ходить на их так называемые «выборы», где у нас в лучшем случае есть только право выбрать себе начальника, которого в последующем мы никак не сможем контролировать (да и почему собственно мы не можем обойтись без начальников!!!), не верить в бредни церковников о греховности секса, если он не для продолжения рода, не поглощать в массовых количествах идиотские сериалы, ток-шоу, прочую попсу и т. д. и т. п. Чем шире наш кругозор, тем больше у нас возможностей развиваться как духовно, так и физически: путешествовать, читать хорошие книги, писать стихи, прозу, научные и публицистические работы, изобретать, играть на всевозможных инструментах, рисовать картины, любить, дружить, заниматься спортом, и самое главное, действительно совместно с другими людьми изменять этот мир. Чем больше мы знаем, тем сложнее нас сделать пешками в чужой игре. Почему все происходит с точностью до наоборот? Почему люди позволяют манипулировать собой? Почему довольствуются обрывочными знаниями и не развиваются дальше? Что им мешает расширять свой кругозор?
Роль «шестеренки”
По сути дела единый процесс производства материальных и духовных благ расщеплен на отдельные мизерные составляющие, где отдельному индивиду выделена роль маленькой «шестеренки». Шестеренка не знает, зачем она крутится именно в этом направлении, но продолжает крутиться. Естественно, кроме шестеренок есть и более сложные части механизма, отвечающие за выработку решений, куда дальше двигаться, что именно делать, но это абсолютное меньшинство. Да и это меньшинство умеет только «управлять”, как их жизнь научила, воспроизводя те же простые движения “шестеренки”, но влияющие на всю систему намного сильнее. Что же в конечном счете получается? А получается, что этот гигантский механизм, состоящий из бюрократий различных государств, армий, миллионеров, менеджеров, их транснациональных и более мелких кампаний и всего человечества, подчиненных диктату вышеназванных персонажей, с постоянной настойчивостью воспроизводит войны, голод, нищету, тоталитаризм, национализм, уничтожение природы и угнетение абсолютно всех видов. Конечно, существуют отдельные люди и целые коллективы и движения, которые пытаются противостоять всему этому, но, к сожалению, пока что безжалостный механизм перемалывает их, тенденции управления и подчинения пока что побеждают стремление части людей к самостоятельности, к самоорганизации, к самоуправлению. Пока что таких людей мало, и одной из причин этого является то, каким образом строится процесс образования человека. Под образованием в данном случае я имею ввиду не только школу, училище, техникум или университет, а вообще комплексный процесс познания мира, который происходит постоянно и во время учебы, и во время работы, и во время отдыха.
Образование без самоуправления
С ролью “шестеренки” человек знакомится уже в школе. Что определяют ученики в жизни своего образовательного учреждения? Может быть, распорядок дня? Может быть, направления, по которым будет происходить их обучение? Может быть, внеучебную составляющую жизни школы? Нет, ученики не определяют ровным счетом ничего. А потом учителя и родители удивляются, почему детям не нравится ходить школу. Все очень просто. Человек хочет свободы, человек хочет сам определять, как ему жить, и он бежит из тех мест, где ему это не дают делать. Такое бесправие детей сказывается на том, что они начинают ненавидеть не только школу, а вообще любой процесс обучения.
Монотонность вместо творчества
Подавляющая часть человечества занимается монотонным трудом, безусловно, этот труд дает определенные полезные навыки и знания, но, скажем, через год работы, ну, или два, когда человек овладеет профессией в совершенстве, процесс развития останавливается, потенциальные творческие возможности человека не раскрываются. То же самое можно во многом сказать и об уроках в школе. Конечно, в течение учебы в школе предполагается, что мы овладеем огромным багажом знаний, и что на каждом последующем уроке мы будем узнавать новую информацию, но сам-то процесс обучения остается постоянным: монолог учителя – зубрежка с учебника или тетрадки – ответ того, что вызубрил. В этом процессе, как и в монотонном труде, совершенно отсутствует творческий элемент. Нет самостоятельного анализа информации. У людей в результате не формируется своего собственного мнения, они просто не учатся вырабатывать его и в дальнейшем в жизни такое положение вещей закрепляется. За большинством закрепляется роль вечного “ученика”, а за меньшинством роль «учителя”.
Монолог вместо диалога
Основой творчества и преодоления разделения мог бы стать диалог между учителем и учеником. Но, как мы знаем, такой диалог является редкостью в школах, да и во многих других учебных заведениях. Диалог весьма бы способствовал выработке учениками своего собственного мнения, более того, и учитель в процессе диалога мог бы почерпнуть для себя полезную информацию. Весь багаж информации, а также опыт, который имеется у учеников и учителя, использовался бы для выработки новых знаний. Согласитесь, что опыта и знаний вместе у учеников и учителя гораздо больше, чем у одного учителя. Фактически диалог способствовал бы разрушению деления на “учеников” и «учителей”, так как и те и другие в процессе диалога являются равноправными (по крайней мере, более равноправными, чем в процессе монолога учителя). В пределе это привело бы к тому, что учились бы и учили одновременно ученик и учитель.
Разделение наук без последующего синтеза
Когда мы хотим изучить какое-то отдельное явление или предмет, мы первоначально отделяем его от других явлений и предметов, рассматриваем его отдельно, без связи с внешним миром, но это только первоначально! Если мы будем строить картину мира на основе отдельного изучения предметов и явлений без их взаимосвязей, то мы в итоге получим не самые адекватные знания о настоящем мире, ведь в действительности эти связи существуют и сами по себе являются немаловажными частями общей картины. Так, допустим, по отдельности мы можем рассматривать людей только как животных, как биологические организмы. Так мы можем понять, каким образом у человека происходит, скажем, процесс пищеварения, но мы не сможем понять психику людей, их поведение. Для понимания последних вещей нам придется уже рассматривать взаимодействие людей в обществе, то есть эти самые связи. Это всего лишь один небольшой пример, но на самом деле таких примеров куча, и если игнорировать их в процессе образования, то последствия могут быть весьма и весьма плачевными. В процессе развития “общая” наука о мире разделилась на: математику, физику, химию, биологию, историю и т. д. Само по себе разделение оправдано, но после такого разделения и рассмотрения различных сфер познания в отдельности необходим их синтез. Видим ли мы такой синтез в школе? Нет. В школе есть математика, физика, химия и биология, но нет, скажем, естествознания (или этот предмет не входит в основную программу), которое объединяет выше названные науки. В результате у учеников складывается впечатление, что все, что они изучают в школе, совершенно оторвано от жизни. Ведь в настоящем мире мы сталкиваемся не с чистым проявлением выше названных наук, а с их взаимодействием. А, если науки оторваны от действительности, зачем их изучать? Вот такой вопросик задают себе мальчишки и девчонки, ну и соответственно отвечают на него, прогуливая занятия, не читая учебников и т. д. и т. п.
Оторванность от жизни
Сомневаться в полезности знаний, приобретаемых в процессе обучения, учеников заставляет еще тот факт, что практически отсутствует связь получения этих знаний с их реальным практическим применением. Сначала человек долго учится, а уже только потом попадает на работу. Конечно же, чтобы справится со сложными задачами, необходимо долгое обучение, но почему оно проходит без всякой связи с последующим решением этих задач? Почему в процессе обучения мы не посещаем заводы, фабрики, больницы, научные центры? Почему, в конце концов, мы изучаем историю и обществознание без участия в управлении школой, без участия в социальных движениях? Как мы можем понять, как все происходит на практике, когда никакой практики у нас нет? Никак.
Бухло и жвачка вместо самообразования
Отсутствие самоуправления, монотонность обучения, отсутствие творчества, отсутствие диалога с учителем, оторванность образования от жизни приводят к тому, что дети просто начинают ненавидеть школу и, как уже было написано, сам процесс обучения. В результате люди принципиально не хотят заниматься самообразованием. Побухать, позырить телик, послушать какую-нибудь попсятину — это интересно, а учиться — нет. Взрослые обвиняют молодое поколение в том, что оно испорчено, и именно в этом видят причину нежелания молодежи учиться, но, как вы могли убедиться на примере этой статьи, сам процесс обучения построен неадекватно, и в этом виновато не только и не столько молодое поколение, а сами взрослые. Если в школах будет самоуправление, будет диалог между учителями и учениками, уроки будут построены не по стандартной схеме, а в них будет элемент спонтанности, творчества, если образование будет напрямую связано с тем, чем человек занимается в остальное от учебы время, если теория и практика в процессе обучения будут соединены, то в итоге получится совсем другая молодежь. Прямо скажем, те же самые изменения необходимо провести и в других сферах человеческой жизнедеятельности, и тогда получится совсем другое общество. Общество без «шестеренок» и «управляющих элементов”, без «учеников» и «учителей», общество, основанное на равноправии, солидарности, самоорганизации и социальном творчестве. Но что делать сейчас с образованием? Ведь само по себе все не наладится. В этой статье дана не просто критика, но и в общих чертах намечена позитивная программа изменения процесса образования, поэтому ответ очевиден – необходимо бороться за внедрение этой позитивной программы, в первую очередь за самоуправление, так как, когда мы сами будем решать, как нам обустроить наше обучение, что и как изучать, то никакой самодержавный директор или завуч не помешают нам осуществить наши планы.
Sancho
Катализатор Умственного Брожения №3