Убит Станислав Маркелов

В центре столицы выстрелом в голову убит Станислав Маркелов, адвокат семьи Эльзы Кунгаевой. Вместе с ним находилась журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова, она тяжело ранена. Виса Кунгаев заявил, что в адрес Маркелова постоянно звучали угрозы

Москва. 19 января. INTERFAX.RU — В центре Москвы в понедельник днем был застрелен Станислав Маркелов, адвокат семьи Эльзы Кунгаевой. Глава следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет сообщил «Интерфаксу»: «Действительно, примерно час тому назад на Воздвиженке застрелен Станислав Маркелов — адвокат семьи Эльзы Кунгаевой». Как сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах, Маркелов был убит выстрелом в голову из пистолета с глушителем. По факту убийства адвоката возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ (убийство). У Станислава Маркелова остались маленькие дети.

Он отметил, что вместе с убитым адвокатом находилась журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова. Она также получила ранение в голову и была госпитализирована в Пироговскую больницу в тяжелом состоянии. За ее жизнь борются врачи. Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов сообщил «Интерфаксу», что Бабурова работала в издании внештатно и не писала о Кунгаевых. «Это молодая девочка, которая у нас совсем недавно работает нештатно. Она писала некоторые материалы на тему неонацистов», — отметил Соколов. В частности, «Интерфакс» обнаружил в архиве «Новой газеты» только две публикации Анастасии Бабуровой: одну в декабре, а одну в январе.

Для расследования на место трагедии направлены следователи Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ. «По указанию председателя СКП РФ Александра Бастрыкина на место происшествия направлены следователи Главного следственного управления и криминалисты Главного криминалистического управления Следственного комитета», — сообщил в понедельник «Интерфаксу» официальный представитель СКП Владимир Маркин. Он сказал, что «следствие рассматривает различные версии убийства, в том числе и профессиональную деятельность погибшего».

Ранее Анатолий Багмет также говорил, что следствие рассматривает различные версии произошедшего, в том числе и то, что убийство связано с профессиональной деятельностью адвоката.

Российские правозащитники шокированы убийством в центре Москвы адвоката Станислава Маркелова, защищавшего интересы чеченской семьи Кунгаевых. «Мне очень трудно говорить. Я хорошо знала и работала с этим человеком. Гибель таких людей как Маркелов — позор для нашей страны», — сказала «Интерфаксу» глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. «Это совсем еще молодой человек. На редкость бескорыстный и с гражданской позицией. Как адвокат он брался за дела, которые не приносят доходы, но которыми интересуются правозащитники», — сказала Алексеева, которая возглавляет старейшую в России правозащитную организацию.

Чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев заявил, что расценивает убийство Маркелова как открытый вызов «партии войны» демократической России. «Я нахожусь в шоковом состоянии. Я хорошо знал Станислава Маркелова. Его убийство я воспринимаю как наглый открытый вызов «партии войны» демократической России. Сегодня эти силы бросили вызов, не пытаясь даже хотя бы делать видимость своей непричастности к этому тяжкому преступлению», — заявил Нухажиев «Интерфаксу» в понедельник. «Бесспорно, это дерзкое и наглое убийство связано с адвокатской деятельностью Маркелова по защите семьи Кунгаевых в частности, и с его отношением к преступлениям военных в Чеченской республике в целом», — подчеркнул Нухажиев.

Станислав Маркелов намерен был сегодня обжаловать отказ суда города Димитровграда рассмотреть его кассацию на условно-досрочное освобождение Юрия Буданова. «Во второй половине дня я подам жалобу на отказ рассмотреть мою кассацию об УДО Буданова»,- сообщил «Интерфаксу» в понедельник Станислав Маркелов.

Как сообщалось, Димитровградский суд на минувшей неделе вернул Маркелову кассационную жалобу на постановление суда об условно-досрочном освобождении бывшего полковника Буданова, сославшись на то, что потерпевшие и их представители не могут оспаривать подобные документы. Со своей стороны адвокат семьи Кунгаевых считал это решение необоснованным, так как законом, по его мнению, обжалование такого решения суда потерпевшими не запрещается.

Двадцать четвертого декабря минувшего года суд Димитровграда удовлетворил ходатайство Буданова об условно-досрочном освобождении. Буданов был заключен под стражу весной 2000 года. Двадцать пятого июля 2003 года он был признал виновным в похищении и убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой и приговорен к десяти годам лишения свободы. Суд также лишил Ю.Буданова звания полковника, ордена Мужества и права занимать определенные должности в течение трех лет. Военная коллегия Верховного суда РФ 6 октября 2003 года оставила в силе обвинительный приговор, вынесенный Северо-Кавказским окружным военным судом Буданову. Двадцать четвертого декабря 2008 года суд Димитровграда удовлетворил ходатайство бывшего полковника об условно-досрочном освобождении. Пятнадцатого января Буданов был отпущен на свободу.

В субботу в опубликованном в «Комсомольской правде» интервью Юрий Буданов выразил раскаяние в содеянном. По его словам, он сожалеет о том, что убил Эльзу Кунгаеву. «Я хочу прежде всего сказать, что война принесла горе Эльзе и ее семье… И я, к великому сожалению, оказался к этому причастным». Он признал, что его «грызет совесть». «Она меня грызла нещадно день и ночь все эти 8 лет и 10 месяцев… И сейчас грызет…», — сказал бывший полковник. «Но в том-то и трагедия, что жизнь нельзя переписать набело, как школьный черновик», — сказал он.

Реакция представителей семьи Кунгаевых на данное интервью, как и следовало ожидать, была крайне негативной. Виса Кунгаев, отец убитой, назвал слова Буданова запоздалыми и циничными. «Меня удивляет цинизм высказываний Буданова, меня также поражает, как он может так хладнокровно говорить о том, что сожалеет об убийстве ни в чем не повинной девочки, а также пытается ввести в заблуждение российскую общественность словами о том, что его грызла нещадно день и ночь совесть», — заявил в субботу Кунгаев «Интерфаксу», комментируя опубликованное в «Комсомольской правде» интервью. Он отметил, что у него не только убили дочь, но и сделали его семью объектом третирования. «Для меня было большим испытанием каждый раз являться на судебное заседание, вокруг которого устраивались каждый раз настоящие инсценировки. В адрес членов моей семьи всегда звучали угрозы и оскорбления. В ходе всего судебного заседания Буданов ни разу не сделал попытку произнести хотя бы одно слово сожаления», — заявил Виса Кунгаев.

В понедельник Виса Кунгаев заявил, что Маркелов сообщал ему об угрозах, звучавших в его адрес. «В пятницу мне позвонил Маркелов. Он с первой же минуты разговора заявил, что в его адрес звучат угрозы, причем угрожают, что убьют, если он не прекратит заниматься делом семьи Кунгаевых», — заявил Кунгаев «Интерфаксу». «Я сразу же позвонил правозащитникам в Чеченскую республику, я их попросил обратиться в любые возможные органы и поставить в известность, что жизнь Маркелова находится в опасности», — отметил собеседник агентства.

«Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что его убили за то, что он твердо и последовательно защищал интересы нашей семьи, как в Северо-Кавказском военном суде, так и в настоящее время отстаивал их, подав жалобу на решение об освобождении Юрия Буданова в Верховный суд России», — сказал Виса Кунгаев. «15 января освободили из мест лишения свободы Юрия Буданова. 19 января убивают Маркелова, который подал жалобу в Верховный суд России. Я не сомневаюсь, что к случившемуся причастны люди Юрия Буданова. Это предупреждение и другим — адвокатам, правозащитникам, журналистам, чтобы не связывались с делом Буданова», — отметил Кунгаев.

Он также заявил: «Убийство Маркелова мы воспринимаем как личное горе, как горе своей семьи. Он стал близким нам человеком, он бескорыстно, рискуя собственной жизнью, отстаивал правду в суде. И я намерен обратиться к руководству Чеченской республики с просьбой оказать помощь его семье в организации похорон, а также поддержать его семью в трудную минуту».