Восстание в Киргизии, размышления пост-фактум

bishkek_2К сожалению, на сайте МПСТ мы прошляпили оперативное освещение событий в Киргизии. Зато теперь, когда, согласно телевизионным сводкам события более-менее улеглись, и на смену одной бюрократической клике пришла другая, едва ли чем-то принципиально отличающаяся от предшественницы, можно попробовать поразмышлять о случившемся не столь торопливо, как приходилось в разгар событий.

Что случилось?
Самой короткой строкой ситуация в изложении Ленты.Ру: 6 апреля в Таласе произошли беспорядки. Сторонники оппозиции ворвались в здание областной администрации и объявили об избрании «альтернативного губернатора». Беспорядки в Таласе продолжались до поздней ночи. На следующее утро волнения перекинулись на Бишкек и Нарын. 7 апреля правительство страны ушло в отставку, а ему на смену пришел временный кабинет министров народного доверия во главе с Розой Отунбаевой. Постепенно власть в регионах страны начала переходить в руки к оппозиционным силам. На сторону оппозиции перешли киргизские армия и МВД, однако пока взять ситуацию с беспорядками и мародерством под контроль новому руководству страны не удается. Президент уехал из столицы, он находится на юге страны. (http://lenta.ru/story/kyrgyzunrest/) …и обещает собрать силы для восстановления статус кво.

В ходе восстания в Бишкеке была разогнана народом полиция и спецназ, силоой захвачены Президентский Дворец и другие административные здания, сожжена Генеральная Прокуратура, как одиозный символ государственной «справедливости». Ещё добавим, что прежде чем «перейти на сторону оппозиции», киргизские силовики изрядно покосили из калашей протестующих граждан, что отчётливо видно на видео:

В Киргизии у бунта есть прочные экономические причины. Несмотря на то, что, согласно Википедии, «В 2009 годусовокупный номинальный ВВП достиг отметки около $5 млрд, то есть около $1,000 на душу населения», бОльшая часть населения живёт на нищенский месячный доход, что ярко свидетельствует о том, насколько справедливо распределяется валовый доход между гражданами.

В качестве комментария приведём цитату наших товарищей (с незначительными изменениями):

«Киргизия бунтует уже второй раз  за несколько лет (о предыдущем восстании в 2005 году читайте весьма интересный материал по ссылке: http://www.kras.fatal.ru/news/2005/04/18.htm). Повторится ли сценарий 2005-го года или революция примет новые, более широкие обороты?

Пять лет назад  народ Киргизии уже бунтовал. Протесты быстро возглавила оппозиция и извлекла из этого политическую выгоду. Оппозиция  взяла ситуацию под свой контроль, быстро удалось успокоить бунтующий народ, получить признание со стороны глав других государств. Либералы могли быть довольны.

«Тюльпановая  революция» привела к власти  новый клан, но для народа, совершавшего  революцию, мало что изменилось  в лучшую сторону.

Экономическая ситуация находилась в перманентном кризисе, страна очень сильно зависела (и зависит) от Российского, Китайского (и возможно, Американского) империализмов. С этим связан дипломатический конфликт вокруг российских и американских военных баз на территории республики.Недавно Российской Федерации по средством значительной денежной ссуды удалось добиться решения киргизского правительства о закрытии в ближайшее время одной из американскихвоенных баз в стране. Безработица все время была на высоком уровне, не опускаясь ниже 11%. Около миллиона людей вынуждены работать в других странах (в основном в России), и жизнь многих киргизов зависит от пересылаемых из-за границы (из России) средств. Накалены противоречия между северными и южными регионами. Правление Бакиева не принесло никаких улучшений киргизскому пролетариату, под конец начались политические репрессии и «закручивание гаек».

Но репрессивные методы только усилили народное недовольство, и 6-7 апреля 2010 года начался новый  бунт. Хотя события еще не закончились, уже видно, что восстание еще  яростней, чем было пять лет назад. Снайпера с крыш убивали десятки людей, но это не останавливало никого. Лидеры оппозиции пытались остановить людей, сами боялись радикальных действий, но народ захватил дом правительства и другие административные здания. Восставшие захватывали оружие, избивали ментов, захватили и покалечили главу МВД. Либеральные СМИ сокрушались о множестве случаев «мародерств», но на деле это стихийная экспроприация собственности пролетариатом. Сейчас, когда формальная власть перешла к оппозиции, восстание не окончено и бунтующие не слушаются воззваний оппозиционных лидеров. Можно говорить о том, что оппозиция все еще не контролирует ситуацию.

В Киргизии положение  периферийного капитализма сочетается со слабой урбанизацией, большим числом сельского населения. Однако, в последнее время был заметен и рост городского населения (http://www.languages-study.com/demography/demokirg.html). Киргизский пролетариат с одной стороны сохранил сельские общинные традиции, с другой стороны угнетен в условиях крайне зависимого упадочного капитализма. Возможно, в этом и кроется причина этих бунтов. Переход власти от одного правительства к другому – это переход власти между кланами, северным и южным. Пролетарии же, поднимающие бунт, и идущие на пули снайперов, используются политическими лидерами как пушечное мясо для достижения своих целей». (http://revsoc.org/archives/3719).

Мародёрство или справедливость?
Как только стало ясно, что протестующие вышли на улицы не просто побегать, СМИ во весь голос заголосили о массовых случаях мародёрства и грабежа. Причём это была не просто «утка» — подтверждения приходили и из вполне достоверных источников: http://morrire.livejournal.com/616303.html «Женщина кричит, чтобы не забирали … ведь это не ее, просит помощи».

Здесь необходимо сразу отделить мух от котлет. Есть организованная преступность и мелкий криминал — грабители и бандюги. Именно эти люди в наступившем хаосе пытаются грабить обычных людей или производят рейдерские захваты предприятий дабы затем управлять ими и эксплуатировать труд их работников.

Но большинство «мародёров» к этому отношения не имеют. И здесь хотелось бы процитировать текст о Киргизии пятилетний давности, точь-в-точь подходящий под случившееся:

«Даже буржуазные политологи и журналисты признали, что массовые волнения на юге Кыргызстана стали проявлением «бунта нищих» (выражение сотрудника московского Института стран СНГ Андрея Грозина). Недовольных «семьей Акаева» южан легко удалось привлечь к походу на столицу страны — Бишкек. 24 марта отряды оппозиционеров вступили в город, и вскоре тысячи демонстрантов уже шли на штурм резиденции президента — «Белого дома». Демократический диктатор бежал; его власть пала и была заменена комитетом оппозиионных политиков, который вступил в торг с депутатами старого и нового парламентов. Полицейские разбежались по домам, некоторые стали вывозить семьи из столицы.

Пока политики делили власть, «простые люди» начали стихийно возвращать себе то, что у них украли богачи. Сначала стали нападать на торговые центры и конторы, принадлежавшие родственникам и приближенным Акаева. С наступлением темноты народ бросился громить роскошные ювелирные магазины, «бутики», торговые центры, офисы буржуйских компаний. Были захвачены супермаркет «Бета Сторес» и торговый центр «Силк уэй»: люди выносили все — от бытовой техники до еды и одежды, затем магазины поджигали. Предпринимались попытки атаковать фешенебельный пятизвездочный отель в центре города.

В ночь на 25 марта нападения были совершены на такие торговые точки, как «Плаза», «Народный-Плаза», «1000 мелочей», «Бител», «Дом торговли», 3 магазина «Народный» на улице Ахубаева и ул.Горького, «Рубин», «Алтын», «Гоин», ЦУМ, «Светоч», рынок «Мадина», «Ареопаги» на Дзержинке и ул.Манаса, «Домино», «Села», «Бофлекс», «Хитачи», «Мак-Бургер», «Евроазия», «Спорттовары», «Планета электроники». «Мод-арт», «Военторг», мебельный салон «Келебек»,
помещения западных авиакомпаний «Бритиш эйруэйз» и «КЛМ», сеть заправок «Альянс» и другие.

Кто же разбирал магазины в киргизской столице? Новые власти поспешили обвинить во всем акаевских провокаторов и мафию (зятя свергнутого президента и крупнейшего дельца страны Адиля Тойгонбаева, криминального «авторитета» и председателя ассоциации предпринимателей Жыргалбека Сурбалдиева и т.д.). Действительно, по телевидению можно было видеть, как к магазинам подъезжают автомашины-иномарки, и в них грузят выносимые товары. Но основную массу тех, кто захватывал продукты, холодильники, телевизоры и другие предметы потребления, как свидетельствуют очевидцы, в первую ночь составили рядовые жители Бишкека: от молодых безработных до бедных старушек, старавшихся вытащить из супермаркета хотя бы связку-другую товаров. В возвращении имущества народу принимали участие люди всех национальностей — кыргызы, русские и другие.

Вопреки тому, что утверждают власти, никто не отдавал приказ «грабить магазины». Все происходило стихийно, по принципу «Все пошли — и мы пошли». Корреспондент газеты «Московский комсомолец», получивший позднее возможность встретиться с арестованными участниками народной экспроприации, нехотя вынужден был признать: людей подгоняла нищета.

24-летний Алтынбек участвовал в разгроме магазина дорогой итальянской сантехники. «Сам он из интеллигентной семьи, мать — учительница, брат в университете английский преподает, сестренки младшие тоже в универ(ситет)е участся, да и сам Алтынбек — третьекурсник-заочник… «За учебу надо платить — 5 тыс.сомов в год (примерно 125 долларов)… Устроились на объект — отделать дом, обои поклеить, побелить…». До приезда в Бишкек Алтынбек был в родном селе пастухом… Другой работы в селе нет. «Весной и летом надо по хозяйству родителям помогать, — горюет теперь Алтынбек. — У нас 2 лошади, 2 коровы, 4 гектара земли, обрабатывать ее надо. Как они теперь без меня будут?»

«Почти все арестованные — такие же ребята, как они (Алтынбек и его друг). Безработные, безбашенные…, — говорит работник СИЗО. — Доставили нам одну женщину-мародерку. Молодая, лет 25 ей… Муж давно бросил, одна, с тремя ребятишками на 600 сомов (около 15 доларов) перебивается, торгует в киоске газетами…»" («МК», 29 марта 2005 г.)

Таких, как они, были тысячи…» (http://www.kras.fatal.ru/news/2005/04/18.htm).

Итак, в противаобрстве рвущихся к власти оппозиционеров и отчаянно эту власть защищающих бакиевцев есть ещё и третья сторона: простой народ, киргизская беднота (коей большинство в стране). Именно эти люди крушили власть и её учреждения в Бешкеке, именно эти люди захватывали товары в магазинах — и делая это, они не грабили и убивали, но брали своё.

И именно на этих людей, как и в 2005-м, пали репрессии новоиспечённой «народной» власти.

Хочется верить, что в один прекрасный день солдатам, ментам и «дружинам охраны порядка» уже не удастся загнать народ обратно в трущобы.