УТОПИЯ РЕФОРМИСТОВ

Одна знакомая девушка, человек порядочный и хороший, сочувствующий окружающим, говорит: я не очень разбираюсь в политике, я просто хочу, чтобы было более справедливо и » чтоб всюду были профсоюзы и вообще, чтоб никто не мог обижать и унижать бедных и беззащитных людей». Она даже нашла в своем городе каких-то социал-демократов. Правда те показались ей очень странными чудными людьми: «они такие странные — типа чтоб была полная независимость у всех — вплоть до подмосковья, чтоб из Питера в Москву надо было через сто независимых государственных таможен проезжать — это типа крах империи, они так хотят».
Эти с-д оказались полными идиотами (если называть вещи своими именами) и тем ее оттолкнули. К несчастью немало хороших и неглупых людей могут разделять подобные взгляды — я не про деление империи на 100 маленьких уделов с таможнями и погранцами, а про соображение, чтобы «при капитализме везде были профсоюзы или социалисты» и «чтобы всем при этом было хорошо».
История учит тому, что она ничему не учит? Да ведь это было, причем не раз! Все это говорили социал-демократы. Все это говорили и говорят многочисленные профкомычи.
Но… сначала рухнула социал-демократия и профсоюзы в 1914 г., когда капиталисты развязали Первую мировую войну. Тогда профкомычи и социалисты согласились на войну, на завинчивание гаек, на сверх-экплуатацию рабочих, на выделение своим правительствам особых военных кредитов.
После второй мировой был период усиления с-д и профсоюзов. Но когда Рейган, Течер и прочие ведущие политика Запада вместе с бизнесом начали неолиберальные реформы, все или почти все профсоюзы и с-д партии стали на задние лапки, и одна за другой сдавали позиции и народные движения.
Это продолжается и по сей день. Профкомычи и социалисты могут до бесконечности стонать об ужасах неолиберализма, приватизации, сокращении гарантированных рабочих мест и об ухудшении (прекризации) условий труда. Но неолиберальная политика продолжается, социальное государство и права профсоюзов ломаются, и господа профкомычи и социалисты ничего этому противопоставить не могут, не смотря на то, что в профсоюзах на Западе до сих пор состоят десятки миллионов людей.
А почему так? Потому что, когда капитал начинает мировую бойню, или когда он начинает, из-за растущей мировой конкуренции или из-за сокращения или вздорожания ценных ресурсов закручивать гайки, то он готов идти до конца. Выхода у него, вобщем-то и нет.
Тут уж или революция или победа капитала. А социал-демократы и профкомычи — не хотят идти на революцию, на восстание против капитала.
Во-первых в материальном плане вожди всех этих партий и профсоюзов чаще всего неплохо устроены (во всяком случае лучше рядовых рабочих), это успешные менеджеры, более-менее интегрированные в капиталистическую систему. Как говорил один из лидеров немецких социал-демократов Носке: «я ненавижу революцию как грех» (он ее и подавлял потом в качестве министра в кабинете социал-демократов).
Во-вторых, идеологически чиновники профсоюзов и с-д партий, обычно есть противники революций и сторонники справедливости в рамках капитализма. Тем самым в идейном плане они привязаны к системе. У них нет нацеленности на ее слом. Но даже если у кого-то из них такая нацеленность и есть, он будет вытеснен и маргинализирован в рамках этой системы с-д партий и профсоюзов. Потому что она естественным образом вытесняет революционных радикалов.
В-третьих, профкомычи и эсдеки — легалисты, сторонники действий в рамках законов. Поскольку законы пишут бизнесмены и связанные с ними чиновники, то им не составляет никакого труда держать деятельность социалистов и профсоюзных чиновников в необходимых рамках.
Проблема состоит в том, что из всех мыслимых утопий — профсоюзно-эсдековская реформистская утопия — самая невозможная, самая нелепая и самая наивная. Социал-демократические партии и различные профсоюзы — это (объективно) не противники капитализма, а механизмы капитала, его приводные ремни. В периоды подъемов экономики они призваны смягчать неравенство и подтягивать низовое население вверх, способствуя росту его доходов. В периоды кризисов они парализуют потенциально революционные повстанческие силы пролетарского сопротивления, мобилизуют рабочих под национал-патриотические лозунги, клянутся в верности патриотическим целям, направляют рабочих на фронт и т.д.