Положение на стеклозаводе Неман (Беларусь)

Neman5 Мы уже публиковали сообщения беларуских анархистов о положении на этом заводе.
http://mpst.org/2009/11/13/neman/

На этот раз они взяли интервью у рабочего с завода «Неман». Ниже публикуем его. На беларуском языке текст размещен тут http://belarus.avtonom.org/?p=6287

- Мы слышали, что на заводе однажды уже была забастовка, раскажите про те события

- Да, на заводе уже была однажды стихийная забастовка, краткосрочная, тогда также задерживали заработки, но забастовка была не общезаводской, тогда бросили работу 2 цеха. Деньги на зарплату “быстро нашлись” и жизнь пошла своей колеей.

- А что случилось сейчас?

- На сегодняшний день заработки задерживаются систематически, с нарушениями коллективного договора (по кол.договору должны выплачивать 2 раза на месяц, последняя выплата – не позднее 25-го числа). Фактически выплачивают один раз на месяц, в последних числах или в первых следующего месяца, задержка состовляет от 3 до 7 дней. К тому же, почти каждый месяц руководство берет кредиты в разных банках, и рабочим открывают счета (без их известно и согласия) в этих банках. Наибольшие проблемы возникли, когда заработок рабочим начислили на счета Агропромбанка, ведь в Берёзовке (Прим.ред. – это городок, в котором расположен завод) этот банк имеет маленький, филиал с одним кассовым окошкам. Нетрудно вообразить, как более чем 3 тысячи человек получали свои заработанные потом деньги. Очередь начала создаваться с 4 часов утра, во время открытия кассы в очереди стояло , наверно, около тысячи человек, которые растянулись на несколько сотен метров, и очереди за деньгами (правда, уже чуть меньшие) сохранялись еще несколько дней. Также начались сбои с поставками молочных продуктов для рабочих, которые работают на участках со вредным производством. Есть информация (подтвердить ее, что правда, тяжело), что завод должен Лидскому и Новогрудскому молокозаводам уже более чем 70 млн.рублей. Взамен соков, которые должны выдавать рабочим некоторых участков (в основном – производство хрусталя), от начала года выдают мармелад (и еще говорят, что он более полезный!). Со августа до начала ноября 2 цеха по производству хрусталя (а это почти половина завода) работали по 4 часа. Перевод на сокращенный рабочий день произошел с нарушениями законодательства, что подверждается инспекцией труда. В конце ноября планируется перевод на сокращенный рабочий день 2 цехов по производству бесцветной продукции, но уже сообразно законодательству (Первый раз обожглись!). Эти и разные другие проблемы накапливались, а приказ о повышении норм производства на 20% был последней каплей. Многие рабочие призывали к забастовке, но решили обратиться с листом к министру. (Забастовка не решил б проблем, только разве пар выпустила с людей). Под обращением подписалась более чем 1000 человек. Обращение еще не был отосланно, а реакция пошла: приезжали с ФПБ, с райисполкома, вот вчера говорили, что была и министерская проверка. Руководство хорошо-таки “натянули”. Нормы повысили только на 2-3%, и то только на несколько ассортиментов выпускаемой продукции. Хотя сразу начальство уверенно говорило, что “никуда вы (рабочие) не денетесь, какие нормы сделаем, такие и будете исполнять. На сегодняшний день рабочие ощущают свою победу.

- Существуют ли на предприятии какие либо профсоюзы? Какую позицию они занимают?

- Профсоюз на заводе один, официальный. По большому счету, работы его не ощущается. Вся деятельность сводиться к организации всяких спартакиад, распределении путевок, выдачи новогодних подарков детям рабочих и др. А вот приказ о неполном рабочем дне даже не согласовывался с профкомом, и профком не возразил, якобы его это не касается. Также во время перевода на контракты профком не принял никакого участия хотя б в информировании рабочих. Короче – не профсоюз, а придаток заводской администрации.

- Какое настроение у рабочих сейчас? Ощущается ли единство среди рабочих, нет ли раздела на квалифицированных и неквалифицированных?

- Настроение у рабочих сейчас довольно скептично, хотя то, что обращение наделало “шороха” очень услаждает людей. Для социального взрыва, забастовки, надо чтобы было еще хуже, но, наверно,руководство завода сейчас будет очень осторожным, им неприятности также ненужны. Е Про единство рабочих говорить тяжело, и раздел здесь не по квалификациям, а, скорей, по возросту. Наибольший протестный потенциал – в рабочих от 25 до 35 годов, наименьший – от 40 (женщины) и 45(мужчины). (женщины по горячему стажу идут на пенсию в 45, мужчины – в 50, потому последние года никто не хочет рисковать, выступать, ведь могут не продолжить контракт(прим. ред.) Про контрактную систему в Белрауси – отдельный разговор). Хотя много рабочих работают и после получения права на пенсию, ведь специалистов не хватает, а молодежь неохотно идет работать в горячий цех, да и еще и с ночными сменами). Но в решительные моменты тяжело предугадать, кто сможет поддержать, поведение людей целиком непредсказуемое.

- Если начнётся забастовка, какая будет реакция руководства? Возможны ли увольнения, локаут, штрейкбрейхерство?

- Насчет реакции руководства на забастовку: заводил, конечно, сместят, не сразу, так по окончанию контракта. До локаута дело не дойдёт, на мой взгляд. Все ж таки, градообразующее предприятие, если остановить завод – город взорвется однозначно. Штрейкбрехеры – ответить тяжело, как будут вести себя люди в похожей ситуации. Когда проблема будет серьёзная, общая, то бастовать будут все. Думою, никому совесть не разрешить начать работу, когда твои друзья, родственники, приятели бастуют (здесь могу добавить, что Берёзовка хотя и город с населением больше за 11,5 тыс., на самом деле по существу своему является большой деревней, где почти все друг друга знают, повсюду кумы-сваты-свояки да другие родственники, и это хорошая почва для солидарности). От себя добавлю, что сейчас люди работают в 4-х часовую смену. Средняя зарплата 300-400 тыс. бел. рублей, это около 110 – 150 долларов. На складах накопилось около 300% среднемесечной выроботки готовой продукции, на сумму около 20 млрд. бел. рублей (7,3 млн. долларов).